Фото Gettyimages
Тема массового содержания людей в тюрьмах попала в газетные заголовки после недавних беспорядков в местах заключения в Бразилии и на Филиппинах. Но что касается глобальной проблемы изоляции людей за решеткой на длительный срок, то нигде система правосудия не дает столько сбоев, как в Соединенных Штатах.
По данным расположенного в Великобритании Международного центра исследования тюрем, на долю Америки с населением в 4% от мирового приходится 20% заключенных планеты. При этом уровень преступности в США сейчас близок к историческому минимуму, согласно данным Правового центра Бреннана при Университете Нью-Йорка. В таких условиях особенно обескураживает возврат политиков к риторике «закручивания гаек» и их предложения, отбрасывающие страну назад. К сожалению, призывы запереть преступников и выбросить ключ в глазах общественности выглядят проявлением политической силы.
На самом деле такой подход совсем не убедителен. Существует огромное количество доказательств того, что агрессивная политика в вопросах лишения свободы и ужесточение наказаний не снижает уровня преступности и не способствует общественной безопасности. Тюремное заключение может быть эффективным способом защитить общество от тех, кто признан виновным в совершении преступления. Но чтобы обезопасить его всерьез и надолго, система правосудия должна помогать бывшим заключенным наладить жизнь и вернуться в общество.
В США показатель повторных правонарушений в течение года после освобождения составляет 57%, в Великобритании – около 50%. Так что система явно не работает. Расширение прав и возможностей, получение образования и трудоустройство в сочетании с лечением от алкогольной и наркотической зависимости может дать надежду, что эти люди снова станут полноценными членами общества. Настало время все менять.
Приятно слышать, что раздаются и другие призывы к реформе. Опрос, проведенный фондом Youth First, показал, что 78% американцев поддерживают изменения в системе правосудия в отношении несовершеннолетних с акцентом на профилактику правонарушений и реабилитацию бывших заключенных. Меня порадовало, что губернатор штата Оклахома республиканка Мэри Фэллин недавно призвала к проведению реформы с целью снижения числа заключенных и их лучшей реабилитации после освобождения. Система вынесения судебных решений уже была реформирована в Техасе, в итоге в традиционно консервативном штате с одним из самых высоких показателей лишения свободы по стране количество заключенных снизилось до самого низкого уровня с 1997 года. Одновременно, согласно последней статистике, уровень преступности снизился на 38%.
Конечно, массовое лишение свободы характерно не только для США, как и прогресс в этой области. По всему миру страны усваивают ценные уроки по поводу необходимости реформы пенитенциарной системы. Мы можем предложить людям нечто гораздо лучшее, чем осознанно превратить их в маргиналов, не дав им вернуться к осмысленной и полноценной жизни. Мы можем дать им второй шанс, а значит, и надежду.
Всю важность этих ценностей в последние месяцы продемонстрировала Колумбия, где власти и повстанцы заключили перемирие после полувека кровавого и опустошительного вооруженного конфликта, усугубленного неудавшейся войной с наркотиками. Эти мирные усилия потребовали морального мужества от представителей всего политического спектра. Для установления взаимопонимания понадобились прощение, примирение и готовность к сотрудничеству ради стабилизации обстановки в стране.
Я из первых рук узнал о некоторых мерах по возвращению в общество десятков тысяч мужчин и женщин из числа бывших боевиков, которые сложили оружие, следуя подписанному мирному соглашению, покончившему с полувековой войной между правительством Колумбии и повстанцами ФАРК. Многие бывшие боевики взяли в руки автоматы еще детьми, но теперь благодаря программам обучения, профессиональным тренингам и предоставлению рабочих мест у них появился реальный шанс влиться в колумбийское общество. Это сделает страну более безопасной и стабильной. Вот потрясающий пример для всех, кто заинтересован в проведении эффективных реформ, чтобы покончить с массовой изоляцией людей за решеткой.
Разумеется, далеко не все в компетенции правительства. Например, компании должны сообща устранять препоны к трудоустройству бывших заключенных, чьи кандидатуры зачастую отметают сразу. Virgin уже некоторое время работает с такими людьми, но мы способны на большее. Мы все способны на большее.
Начиная с взаимодействия государства с частным сектором и заканчивая профессиональной подготовкой в тюрьмах, мы должны работать сообща, чтобы гарантировать освобожденным из тюрем рабочие места и светлое будущее. И хотя в разных странах возникают различные проблемы, задача одна и та же.
Как сказал ушедший от нас Нельсон Мандела, «невозможно по-настоящему узнать страну, пока не побываешь в ее тюрьмах». Тюрьмы – это такие же учреждения, как школы и больницы, и люди, которые там находятся, должны рассматриваться как часть нашего общества. И самое время сделать такие учреждения центрами профессионального роста и открывающихся возможностей.
В выигрыше окажемся все мы.
© Перевод с английского Ольги Пономаревой.