Фото Gettyimages
– Может ли начинающий предприниматель с блестящей идеей для бизнеса найти хороших партнеров и работать с более крупными компаниями без риска, что они украдут его идею?
– Kylie McGowan, Австралия
– Когда вы только начинаете бизнес, проработка идей представляет сложность. Может казаться, что вы придумали то, на чем можно построить успешное предприятие, и что существует реальная рыночная ниша для вашего продукта или сервиса. Но сформулировать идею и воплотить ее в жизнь – это две большие разницы. Тем не менее предпринимателям не следует держать идею при себе.
Во-первых, вы можете захотеть узнать мнение друзей и родных. В ходе разъяснения бизнес-концепции вашим близким могут обнаружиться проблемы, которые оставались незамеченными, или появиться новые идеи. По мере развития событий вы, надеюсь, начнете поиск деловых партнеров и будущих членов команды, на которых сможете рассчитывать, а также привлекать внимание прессы и потенциальных инвесторов.
Кроме того, проводите встречи со знатоками сектора рынка, в который вы собираетесь ворваться. Такие люди станут для вас незаменимыми, особенно если одному из них вы сможете довериться как своему наставнику. Вам нужен кто-то компетентный в данной сфере, чтобы обсуждать с ним ваши идеи и чтобы он указал вам верное направление. А это часто оказывается решающим фактором успеха зарождающегося бизнеса. Хороший наставник сможет посоветовать, с представителями каких компаний или частными лицами стоит встречаться и что им рассказывать, а что нет.
Но даже опытный наставник, если честно, не сможет вас полностью обезопасить от конкурента, решившего украсть вашу идею. Ведь в любом бизнесе присутствует риск. Важно помнить главное: когда делитесь идеей, позаботьтесь, чтобы за вами оставалось преимущество в получении выгоды от ее успешной реализации. Даже если у вас есть процветающий бизнес в одной стране, кто-то из-за рубежа может скопировать его там, куда у вас нет доступа.
Но это оправданный риск, хотя бы потому, что, храня идею в тайне, вы тормозите ее разработку. Если вы станете самостоятельно браться за все аспекты ее реализации, не будучи экспертом, это отдалит осуществление идеи. А привлечение людей со стороны ускорит процесс. Кроме того, есть вероятность, что кто-то параллельно разрабатывает ту же или похожую идею. Если вы попытаетесь сделать все в одиночку, то окажетесь в аутсайдерах этого соревнования.
Пример такого риска – разработка телефонного аппарата. Большинство из нас считают, что телефон изобрел Александр Грэм Белл. И хотя ученый получил на него патент и прославился, телефон мог придумать и кто-то другой. В то же самое время, что Белл разрабатывал прототип своего аппарата, над подобными устройствами работали Элиша Грей и Антонио Меуччи. Если бы они закончили чуть быстрее, эта глава в учебниках истории выглядела бы совсем иначе!
В последнее время некоторые предприниматели намеренно разрушают барьеры, возведенные по ходу истории во имя секретности. Генеральный директор Tesla Илон Маск даже отказался давать законную силу сотням патентов своей компании, так как иначе это бы затруднило разработку электромобилей.
«Раньше в фойе нашей штаб-квартиры в Пало Альто была целая стена с патентами Tesla, – написал Маск в своем блоге в 2014 году. – Теперь их там больше нет. Мы их сняли, руководствуясь духом открытости источников, ради прогресса в развитии технологий электромобилей. Tesla Motors была создана, чтобы ускорить появление экологичного транспорта. Если мы расчистим дорогу к созданию востребованных электромобилей, но затем заложим на ней мины интеллектуальной собственности, чтобы задержать конкурентов, это будет противоречить нашей цели».
Я не призываю вас к обнародованию всех идей, чтобы поддержать движение по открытому доступу, но важно помнить, что нельзя все, что делаешь, покрывать завесой секретности.
Со временем можно научиться понимать, чем делиться, а что утаить. На первых порах же стоит найти наставника, который сориентирует по ситуации. С этим человеком вы сможете свободно делиться своими идеями.
© Перевод с английского Ольги Пономаревой.