Фото Gettyimages
– Как вы анализируете, насколько сильна конкуренция в выбранном секторе, чтобы убедиться, что ваша будущая компания может иметь успех? Какие базовые факторы нужно учесть, чтобы сделать заключение, жизнеспособен ли ваш бизнес-план? – Christoph Visagie, Австралия
– Многие предприниматели наделены благословенным даром практически постоянно придумывать новые идеи для бизнеса, хотя некоторые, возможно, считают это проклятием. Наиболее успешные предприниматели также обладают способностью сосредоточиваться именно на тех идеях, которые скорее всего выгорят.
Мы в Virgin за последние 40 лет на этом собаку съели, за некоторыми исключениями, вроде аксессуаров для свадьбы Virgin Brides и алкогольной продукции Virgin Vodka! У нас этих идей завались. Как я уже упоминал, для того-то я и ношу с собой блокнот постоянно, чтобы записывать идеи в тот самый момент, когда они приходят мне в голову. И я понял, что лучший способ протестировать жизнеспособность идеи, это свести потери к минимуму. Как бы вы ни были уверены в гениальности собственной идеи, начните с малого и прощупайте почву перед тем, как вкладывать в нее свои деньги и, что еще важнее, тратить впустую свое время в попытке запустить проект.
И вот что я имею в виду. Когда мы запускали авиалинию Virgin Atlantic, мы знали, что перед нами открываются отличные возможности и что рынок авиаперевозок готов к встряске. Но несмотря на это, мы начали, в общем-то, с малого, с подержанного «Боинга-747» и с одного маршрута, из Лондона в Нью-Йорк. Если бы все пошло не по плану, убытки были бы не столь велики, и наша компания смогла бы после этого оправиться. А если бы мы сразу арендовали дюжину лайнеров и стали доставлять пассажиров в большое количество пунктов назначения, мы бы рисковали гораздо сильнее. Как бы то ни было, первый авиамаршрут взял хороший разгон, и мы смогли запустить уже следующий. С тех пор мы сильно выросли, и я невероятно горжусь тем, что в 2017-м мы можем себя называть авиакомпанией международного масштаба.
Когда вы собираетесь начать новый бизнес, для подстраховки важно определить, существует ли достаточный спрос на ваш продукт или услугу. Как только появились доказательства, что это действительно так, можете подумать о расширении бизнеса, но не раньше.
Еще один ключ в том, чтобы как следует присмотреться к конкурентам, прежде чем явить свою идею миру. Бессмысленно начинать свой бизнес, чтобы предлагать потребителям то же самое, что уже есть у конкурента. Поэтому убедитесь, что ваш продукт отличается. Изучите, как конкуренты завоевывают доверие клиентов, и предложите людям более инновационный аналог уже имеющегося продукта.
Хороший наглядный пример – недавний запуск нашей командой нового бренда Virgin Hotels. Мы изучили, как работают конкуренты, и поняли, что они практически не заботятся об обслуживании женщин. В начале 1990-х только четверть всех деловых поездок совершали женщины. Теперь же эта цифра возросла примерно до половины. Недавнее исследование показало, что женщины чаще, чем мужчины, предпочитают останавливаться в отеле на несколько ночей. Кроме того, они не прочь оставить время для отдыха, после того как переделают все дела.
На этом мы построили уникальное бизнес-предложение и в нашем первом отеле в Чикаго приступили к проектированию гостиничных номеров, приспособленных к нуждам женщин. Мы установили туалетный столик с сиденьем, чтобы женщины могли наносить макияж в комфортных условиях. А еще у нас просторный душ со скамейкой, что облегчает бритье ног. Один журналист так и заявил: «Прощай гимнастика с закидыванием ног на стену!» Целый ряд подобных нововведений сделал нас лучшим американским отелем года по версии журнала Conde Nast.
Найти что-то уникальное, что можно предложить клиентам, и убедиться, что есть спрос на ваш продукт или услугу, – вот два жизненно необходимых условия для старта бизнеса. Если вы хотите подробностей и вам нужна помощь для разъяснения этих принципов, чтобы они были изложены по пунктам на бумаге, то вы можете бесплатно скачать наш бизнес-план Virgin StartUp Business Plan на сайте VirginStartUp.org. Фонд Virgin StartUp создан специально для предпринимателей. Он распределяет займы на старт своего дела и помогает найти наставников среди бизнесменов, чьи компании, новые или развивающиеся, существуют на рынке не менее двух лет. Этот фонд работает в Великобритании, но независимо от того, где вы живете, вы можете использовать наш бизнес-план, чтобы проверить, жизнеспособна ли ваша идея.
И в качестве последнего довода при анализе конкурентов советую вам лично попробовать, что они предлагают. Вот почему люди временами замечают, что я летаю рейсами авиаперевозчиков-конкурентов, или езжу поездами конкурирующей железнодорожной компании, или останавливаюсь в отелях сетей, которые нам противодействуют. Стоит только понять, что вас раздражает у конкурента, как у вас появится шанс сделать все, как надо, выпустив свой собственный продукт.