Фото Reuters
Самое приятное в старте своего дела – создавать что-то, что сделает жизнь людей лучше. Что-то, чем вы можете гордиться. Недавно я встречался с предпринимателями, которые занимаются именно этим.
Когда я был в жюри финального этапа нашего 14-недельного конкурса для британских предпринимателей Virgin Media’s Business VOOM, меня поразило, что большинство из шести финалистов пытались запустить бизнес, ориентированный на положительное воздействие на жизнь клиентов. На самом деле компании, которые я и мои коллеги-судьи признали победителями в обеих номинациях – «Стартап» и «Растущий бизнес», – это компании, занимающиеся переработкой и повторным использованием отходов. Они создают что-то новое и получают прибыль.
Победитель в номинации «Стартап» и основатель компании MacRebur Тоби Маккартни придумал инновационный способ превращать переработанный пластик в асфальт. Тоби и его команда – трое пап шести дочерей – хотят оставить своим детям планету в хорошем состоянии. Для достижения этой цели они придумали способ строить более прочные, экологичные и дешевые дороги. Как счастливый отец двоих детей и дед троих внуков я полностью поддерживаю их усилия.
Второй победитель – в номинации «Растущий бизнес» – и основатель компании Bio-bean Артур Кей занимается тем, что собирает в кофейнях и закусочных использованную кофейную гущу, которую просто выкинули бы, и делает из нее биотопливо. А потом продает это топливо предприятиям, что способствует снижению ими выбросов парниковых газов.
Все больше и больше предпринимателей понимают, что предназначение бизнеса так же важно, как и прибыль. Как сказал на Всемирном экономическом форуме в Давосе бывший генеральный директор Barclays Энтони Дженкинс: «Цель – это не надстройка, это не стимул. Это изменение корпоративной культуры, и оно никогда не остановится».
Начинающим предпринимателям может потребоваться мужество, чтобы продолжать эту стезю, но если вы смело ставите цель выше прибыли, то вознаграждение все равно последует за ее достижением. Мы усвоили это за полвека работы Virgin, когда делали упор на то, чтобы изменить жизнь клиентов к лучшему. Если это означало игнорировать правила профессиональной среды и устоявшийся порядок ведения бизнеса, мы шли на это и воспринимали наши действия как сигнал, что мы на пути к чему-то хорошему. Не имело значения, был у нас опыт в этой сфере деятельности или нет. Если мы видели открывающиеся возможности, мы шли на риск и учились по ходу дела. Целеориентированный подход так глубоко проник в ДНК Virgin, что стал для нас образом жизни. Нужно ли вам перелететь из одного места в другое, позвонить маме или проверить счет, мы предлагаем все эти услуги.
Если вы задумали стать предпринимателем, то какая мотивация стоит за вашей идеей? Что вас вдохновило, что вы можете сделать лучше и чью-то жизнь приятнее? Если вы знаете ответы на эти вопросы, то у вас есть основа для формирования всей корпоративной культуры вашего бизнеса. То, что будет вдохновлять и поддерживать вас, ваших сотрудников и клиентов во время взлетов и падений вашего предприятия.
Каждый год благотворительный фонд Virgin United вручает премию Impact Award успешному бизнесу, который оказывает положительный социальный и экологический эффект. Во время финала VOOM этот приз был вручен еще одной компании по переработке отходов – Paint360 Дэвида Фрэнсиса. Из остатков красок он делает новые качественные краски, которые дешевле и могут быть использованы для ремонта общественных зданий. Моя дочь Холли была в жюри. Ей и другим его членам понравилась бизнес-модель замкнутого цикла от Paint360. То, что делает Фрэнсис, оказывает понятный и измеримый положительный эффект.
Фрэнсис и такие люди, как он, по-настоящему вдохновляют предпринимателей, вознамерившихся действительно изменить мир к лучшему. Именно эта идея – в основе трех компаний. MacRebur, Bio-bean и Paint360, но многое еще предстоит сделать. А есть ли компании, которые вдохновляют вас? Кому вы хотите помочь своим начинанием и чего хотите достичь? Пишите мне на почту Richard. Branson@nytimes.com или в Twitter @richardbranson и присоединяйтесь к дискуссии, почему работа во благо благотворна для бизнеса.