Фото Reuters
К моменту, как вы прочтете эту колонку, избиратели в Великобритании определятся, хотят ли они оставаться в составе Евроcоюза. Я считаю, что проблемы, оказавшиеся в центре внимания так называемой кампании брекзита, актуальны для предпринимателей по всему миру. Эта ситуация подкинула ценные уроки что касается риска, возможностей и компенсации недостатков. Этими вопросами время от времени приходится заниматься каждому предпринимателю.
Я пришел в бизнес полвека назад и успел запустить десятки компаний. И ничто так не захватывает, как создавать что-то новое из ничего и превращать это начинание в процветающую компанию, по ходу опрокидывая степенных конкурентов. Я заработал репутацию рискового парня, причем не только в бизнесе, учитывая мои приключения на воздушных шарах и катерах, да еще альпинизм!
Вы, вероятно, читали или слышали о некоторых из моих крупных авантюр. Я подписал контракт с никому тогда не известным Майком Олдфилдом и создал собственный лейбл звукозаписи, потому что верил в уникальность альбома Tubular Bells и в то, что он способен изменить музыкальный бизнес. Я заключил сделку с Boeing, взял в лизинг 747-й лайнер и запустил Virgin Atlantic с единственным трансатлантическим маршрутом Лондон–Нью-Йорк, потому что знал, что людям придется по душе авиакомпания, которая действительно заботится о своих пассажирах. Я заказал составы с наклонным кузовом для наших железнодорожных перевозок по Британии, хотя под них еще не были готовы пути, потому что был уверен, что они ускорят путешествие по железной дороге в долгосрочной перспективе. И все эти ставки себя оправдали!
Но я пережил и неудачи. Назову лишь несколько – Virgin Cola, Virgin Brides и Virgin Pubs. Эти начинания не выгорели. Бренд Virgin смог проявить себя с лучшей стороны, потому что я всегда осознавал слабость и взвешивал риск. Это позволило мне уравновесить ошибки успехами, которых мы добились в ключевых для нас сферах, а именно в авиации, мобильной связи и финансовых услугах, а также в области здоровья. Вот почему мы можем идти на риск и побеждать снова и снова.
Если рассматривать брекзит под этим углом, то потенциальные минусы слишком велики, чтобы оправдать такой риск. Не стоило принимать близко к сердцу аргументы некоторых сторонников выхода из ЕС о том, что так они, в некотором смысле, вернут суверенитет Британии.
До основания ЕС в 1993 году торговать внутри Европы было непросто. Чтобы перемещаться с британских островов на континент, нужны были визы, документы, и все это сопровождалось бесконечной волокитой. Для перевозки товаров между европейскими странами необходимо было платить экстремально высокие налоги и окунаться в чехарду бесчисленных бюрократические препон. Создание Евросоюза позволило британским предпринимателям свободнее вести торговлю, избавив их от налогов и тарифов.
Более того, люди смогли жить, работать и путешествовать там, где захотят в рамках ЕС. Тысячи студентов расширяют кругозор знакомством с другой культурой, обучаясь где угодно за границей – от Мадрида до Мюнхена.
В компании Virgin в Великобритании работают 50 тыс. человек. Эти предприятия ведут торговлю по всему миру. И мы не одиноки: почти 3 млн рабочих мест в Великобритании связаны с нахождением страны внутри единого европейского рынка, где 500 млн потребителей. Это открывает уникальные возможности для инвестиций и торговли. Почти половина всего британского экспорта идет в другие страны Евросоюза. По данным множества аналитиков, брекзит нанесет сокрушительный удар по британской экономике, сократит рабочие места и ослабит фунт стерлингов. Эта затея рискованная, чересчур рискованная.
Сопоставив риск с преимуществом, я пришел к выводу, что Великобритании не стоило бы выходить из состава Евросоюза ни сейчас, ни в будущем. Я не могу поддержать это ни как предприниматель, ни как рисковый человек, ни как отец и дед, который всерьез обеспокоен, какой мир мы оставим будущим поколениям.
Членство Великобритании в ЕС не только делает сильнее Европу, но и укрепляет позиции самой Англии. Глобальные угрозы, с которыми все мы сталкиваемся, и стар и млад, такие, как изменение климата, финансовые кризисы и войны, лучше разрешать коллективно. Хотелось бы, чтобы наш союз существовал еще на протяжении многих лет.