Фото Reuters
На моих недавних деловых встречах была поднята тема этикета при пользовании смартфонами. Если бы меня попросили назвать одно устройство, которое изменило мир и образ жизни, я бы указал на смартфон, а не на персональный компьютер. Сейчас по всему миру насчитывается более 7 млн активных мобильных абонентов. Грубо говоря, их почти столько же, сколько, сколько людей на Земле. Именно вездесущность смартфонов объясняет, что вопрос хороших манер встал ребром.
Называть это устройство просто телефоном все равно что назвать Пятую симфонию Бетховена просто мелодией. Мое любимое описание смартфонов придумал мой друг, который обожает говорить: «Ок, самое время подключить мой запасной мозг». И с этими словами он лезет с помощью телефона в Googlе, чтобы уточнить информацию и прояснить спорные моменты.
Мой первый телефон подарила мне компания Motorola перед тем, как мы предприняли попытку побить мировой рекорд пересечения Атлантики на корабле. В нашем случае на 32-тонной моторной лодке, названной Atlantic Challenger. Это была трубка почти как у домашнего радиотелефона, которая подключалась шнуром к зарядной батарее в шикарном кожаном чехле. Внутри него было все, что заставляло телефон работать. Все вместе это весило по меньшей мере 5 фунтов. Помню, я несколько раз попробовал пользоваться телефонной трубкой в Нью-Йорке и подумал тогда: «Это могло бы прижиться, если бы им удалось сделать аппарат миниатюрнее».
К сожалению, Challenger и мой крутой новый телефон окончили свои дни на дне Атлантики несколько дней спустя. Мы напоролись на подводные камни и в доли секунды затонули вблизи побережья островов Силли к юго-востоку от Англии. Нас спасла проплывавшая мимо лодка, которая катает надувные бананы.
Никто не мог предвидеть, что эти устройства в корне изменят нашу жизнь, позволив нам все – от банковских переводов в развивающихся странах до сервисов такси в развитых. Интересно, как бы я отреагировал, если бы 25 лет назад кто-нибудь подошел ко мне и сказал: «Ричард, у меня есть интересная идея фотокамеры, которая одновременно служит телефоном». Надеюсь, я ответил бы: «Звучит потрясающе, расскажи поподробнее», хотя никогда нельзя сказать наверняка.
Но вернемся в наши дни. Изначально я не принадлежу к цифровому поколению, поэтому хорошо помню, когда решил воспользоваться смартфоном и почему. Если вы бизнес-руководитель или предприниматель, важно задумываться, как распространять свои идеи.
Сколько раз вам приходилось отправлять кучу документов и писем в то время, как один телефонный звонок был бы куда эффективнее? Сколько раз вы отправляли сообщения кому-то, кто сидит в паре комнат от вас, вместо того, чтобы пройтись по коридору и поговорить с ним напрямую? Чтобы поддерживать осмысленный диалог, нужно смотреть в глаза собеседнику. Общаясь с коллегами, поставщиками и инвесторами, поразмыслите: какая форма коммуникации более доходчива? Спросите себя: поможет ли это укрепить деловые отношения?
Точно так же не позволяйте телефону отвлекать вас в ключевые моменты. Недавно я полчаса провел на деловой встрече с дюжиной людей, и некоторые из них по меньшей мере 20, а то и 30 минут потратили на телефонные звонки шепотом, чтение сообщений на смартфонах или ответы на электронную почту.
Такое поведение бросается в глаза. Это проявление неуважения к выступающему. Таким образом человек дает понять: у меня есть дела и поважнее, чем сидеть на этой встрече. Называйте меня старомодным, но если что-то настолько важно, что не может подождать, лучше всего сказать: «Извините, мне нужно выйти и срочно решить вопрос».
В конце концов суть бизнеса в построении отношений. Не важно, насколько хороша ваша презентация или продукт, если вы не смогли завоевать доверие инвесторов, сотрудников, клиентов и всех, кто обеспечивает жизнедеятельность вашей компании. Без этого она быстро прогорит. Чтобы получить поддержку, предпринимателю нужно уметь слушать, что означает, что вы отложите свой смартфон в сторонку.
Когда я плавал на корабле, я не отвлекался на мобильник, поскольку иначе мог бы оказаться на дне океана. Не позволяйте ему поставить под удар свою карьеру.