Фото Reuters
– Когда вы начинали бизнес, как вы справлялись с тем, что некоторые члены команды постоянно ставили под сомнение все, что бы вы ни делали? А когда вас не было рядом, делали все по-своему? И что вы предпринимали в ситуации, когда такие люди, будучи приперты к стенке, отказывались брать на себя ответственность за свои поступки и сваливали всю вину на других?
– Gareth Stubbs.
– В течение пяти десятилетий, что я управляю компаниями, мой бизнес строился на простом принципе. Если вы заботитесь о ваших сотрудниках, они позаботятся о ваших клиентах. Поддержка команды и ее морального духа жизненно важна для достижения успеха.
Гарет, кажется, вы обеспокоены, что сотрудники вас избегают. Постарайтесь не позволить гневу затуманить ваш разум. Пришло время проанализировать, почему команда отказывается с вами сотрудничать, и найти выход. Будьте осторожны. Судя по тону вашего вопроса, возможно, вы вошли в раж, а в таком состоянии легко усугубить разногласия.
Для начала спросите себя: «Что можно предпринять, чтобы восстановить отношения?» Возможно, вашей команде пойдет на пользу дальнейшее обучение и развитие. Как насчет индивидуального подхода и смены обязанностей? Если сотрудники обвиняют окружающих в том, что все идет не так, такая реакция обычно означает, что они недовольны жизнью или напуганы.
Как вы, наверное, уже знаете, суть бизнеса в выстраивании отношений, в умении сотрудничать и договариваться. А поддержание таких отношений часто подразумевает компромиссы.
Ваш вопрос напомнил мне о том, как мы с друзьями впервые задумались о запуске авиакомпании Virgin. В 1980-х молодой американский адвокат по имени Рэндольф Филдс искал инвесторов для новой авиакомпании, которая летала бы из Лондона в Нью-Йорк. После многих лет ужасного обслуживания на борту и отвратительной еды я осознавал, что такая революционная компания, как наша, могла бы выйти на рынок и заполнить существующую нишу. Так что мы объединили усилия и вместе создали Virgin Atlantic.
Однако вскоре стало ясно, что подход к делу Рэндольфа несовместим с нашим. Мы не готовы были согласиться со многими вещами – от имени авиакомпании (Рэндольф хотел назвать ее British Atlantic, но никто из нас не желал иметь такую же аббревиатуру BA, как у нашего конкурента British Airways!) до вопросов лицензирования и разработки системы продажи билетов.
Несмотря на разногласия, я пытался продолжать сотрудничество, но топ-менеджеры начали говорить, что они просто не могут работать с Рэндольфом. Последней каплей стало заявление об уходе Дэвида Тейта, нашего управляющего в США. «Я сожалею, но с Рэндольфом невозможно сработаться», – сказал он.
Я знал, что компания не сможет функционировать, не говоря уже о росте, при наличии конфликта в руководстве. Так что наши с Рэндольфом пути разошлись, а Virgin Atlantic двинулась вперед. Завершение этого сотрудничества было лучшим, что я мог сделать для укрепления отношений внутри нашей команды и продвижения бизнеса. С Рэндольфом у нас сохранились приятельские отношения, и до конца жизни он может бесплатно летать самолетами нашей авиакомпании.
И вот что в сухом остатке. Нужно тщательно выстраивать отношения со всеми людьми, будь то коллеги по бизнесу, семья или друзья. Я освоил это мастерство благодаря моей жене Джоан, мы работали над этим 40 лет. Мы научились быть честными и откровенными друг с другом, оставлять личное пространство и внимательно прислушиваться к тому, как можно сделать друг друга счастливее.
Нет принципиальных отличий и при налаживании деловых отношений. Поддерживайте постоянный контакт, будьте готовы выслушать другие точки зрения. И не забывайте, что в конечном счете вам нужно быть уверенным в своих решениях.
Донесите до вашей команды, что обвинения совершенно неконструктивны. Подчеркните, что для укрепления доверия внутри команды все ее члены должны брать на себя ответственность за свои поступки и их последствия. Если кто-то из сотрудников не хочет продуктивно работать как часть команды, нужно принять меры до того, как это подорвет моральный дух коллектива. Никогда нельзя отступать от целей вашего бизнеса, вашего видения и качества сервиса. Если один из членов команды каким-то образом ставит их под удар, вполне обоснованно, что вы прекратите с ним сотрудничество.
При этом помните, что если сотрудники решили сделать все по-своему, это может принести пользу делу. Если бы все думали одинаково, мир одолела бы скука, а вашу компанию ждал бы застой. Разнообразие внутри коллектива действует чрезвычайно благотворно, в том числе на самих сотрудников, которые думают и действуют по-разному.
То же относится и к наличию членов команды, которые иногда оспаривают решения руководителя. При правильном подходе голоса оппонентов помогут вам развивать бизнес. Я, в свою очередь, окружаю себя людьми, которые лучше разбираются в конкретных областях, а потом делегирую им полномочия и стараюсь обеспечить максимальную поддержку.
Сосредоточьтесь на выстраивании общения и передаче полномочий, это может помочь вам выйти из неприятной ситуации, Гарет. Удачи!