Фото Reuters
– Я из Великобритании, но сейчас живу в Осло, в Норвегии. Несколько месяцев назад я обнаружил незанятую нишу на рынке и воспользовался этим. Я создал сайт для перепродажи дизайнерской одежды, и в процессе развития бизнес дошел до ступени, с которой стал просматриваться потенциал значительного укрупнения и, возможно, серьезного роста прибыли.
Стоит ли мне так сильно расширять компанию или лучше пойти безопасным путем и сконцентрироваться на уже существующей бизнес-модели?
Zoе Gale, Норвегия
– Деловой мир невероятно увлекателен, как подумаешь обо всех потенциальных возможностях, голова идет кругом. Некоторые предприниматели мечутся от концепции к концепции в поисках той самой идеи, что сделает их богатыми. Но это неправильный подход. Если вы идете в бизнес исключительно ради денег, вы их не заработаете.
Зои, судя по всему, вы взяли отличный старт. Суть предпринимательства всегда заключалась в том, чтобы найти рыночную нишу и предложить продукт или услугу, которая делает жизнь людей лучше. Кажется, с этим вы успешно справились, так что мои поздравления!
Теперь вам нужно принять важное решение. Отказаться от своего прежнего плана и начать быстро расширяться или продолжать в том же духе и неуклонно двигаться вперед? Прежде чем сделать выбор, важно понять, что в первую очередь привело вас в бизнес.
Я всегда пел дифирамбы мечтателям – они двигают мир вперед. И хотя предприниматели должны быть мечтателями, им также стоит осознавать, что особенно ценно начинать с малого. Увлеченность своим продуктом и достижение небольших, но важных целей помогают превратить смелые мечты о чем-то большем в реальность.
Как? Если начать с малого, то это позволяет сосредоточиться на создании продукта или услуги наилучшего качества и обеспечивает его ценность на долгосрочную перспективу. Как только ценностные параметры были достигнуты, настало время подумать о расширении бизнеса.
Ваш случай напоминает мне историю Tradesy, этот онлайн-магазин специализируется на продаже одежды, бывшей в употреблении.
Много лет назад Трейси ДиНунцио запустила сайт, чтобы облегчить женщинам покупку и продажу свадебных платьев, которые уже использовались. Она была увлечена этой идеей и верила, что сайт сделает жизнь людей лучше. Уже в первые шесть месяцев после запуска бизнес Трейси принес прибыль, а затем она осознала, что есть и новые возможности. Она решила быстро расширяться. Трейси вложила все, что имела, в ресурс по перепродаже товаров для младенцев и детей постарше.
Трейси предупредили, как опасно так рано отвлекаться от основного бизнеса, но она проигнорировала слова скептиков в надежде, что сможет одновременно достичь успеха с двумя сайтами. К сожалению, несмотря на упорную работу, ее новый ресурс прогорел. И поскольку он отнимал у нее много времени и энергии, начались проблемы и с первоначальным проектом.
Трейси была решительно настроена на успех, так что она вернулась к первому бизнесу и сконцентрировалась на нем. Она проводила исследования и прислушивалась к советам, так что основной сайт снова начал развиваться и приносить прибыль. В конце концов она почувствовала себя достаточно уверенно, чтобы запустить новый ресурс, Tradesy.
К этому моменту, учтя все, чему ее научили неудачи, Трейси расширила свой бизнес до такого уровня, что у ее сайта появилось больше 4 млн пользователей, и она привлекла 40 млн венчурного капитала от инвесторов, и среди них я сам. Ее самый важный совет всем предпринимателям, которые жаждут больших масштабов и экспансии, – никогда не отвлекаться от основного дела. И я абсолютно с этим согласен.
При этом нет ничего плохого в том, чтобы смотреть на перспективу. На самом деле иметь четкое представление о том, чего вы хотите достичь, полезно для преодоления препятствий, которые неизбежно возникнут на пути. Как минимум, это поддержит вашу мотивацию.
Мой вам совет, Зои, он подойдет для каждого предпринимателя, который взвешивает плюсы и минусы расширения бизнеса. Когда вы концентрируетесь на своих увлечениях, начинайте с малого и мечтайте о большом, заранее планируя на перспективу. Расширяйтесь только тогда, когда готовы, а не при первой подвернувшейся возможности.