– У меня есть тщательно проработанная концепция для стартапа, которая способна принести и прибыль, и пользу для общества. Как мне подступиться к инвесторам, раз мой бизнес нацелен не только на заработок? Я предчувствую, как только речь зайдет об общественном благе или о чем-то, что хотя бы отдаленно звучит как «некоммерческий», это отпугнет инвесторов. Что вы мне посоветуете, чтобы преодолеть этот предрассудок?
– Charles Preuss
– Наилучший способ устранить человеческие предубеждения и предвзятость – это переосмыслить ситуацию. Если некоторые предприниматели и руководители компаний до сих пор считают, что положительное влияние на жизнь общества сложно оценить и что эта благая цель отвлекает от зарабатывания денег, я позволю себе не согласиться! Когда будете рассказывать о своей концепции, чувствуйте себя уверенно. У вас есть преимущество перед многими конкурентами. Это признательность и доброжелательное отношение клиентов, которые поддержат ваши идеи.
Когда будете обращаться к инвесторам, попробуйте подчеркнуть следующие важные моменты.
1. ПРИБЫЛЬ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЬЗА ВЗАИМОСВЯЗАНЫ
Я всегда считал, что благотворное влияние на общество и прибыльность – это две стороны одной медали. Наиболее успешные компании процветают, потому что предлагают продукты и услуги, которые ощутимо меняют жизнь людей к лучшему. И конечно, не уничтожают планету и не причиняют вреда окружающим. Если смотреть через эту призму, то это перспективное торговое предложение.
Просто подумайте о колоссальной выгоде, которую несут экологически чистые виды энергии, если заменить ими опасные и ненадежные ископаемые виды топлива для сельских жителей. Или поразмыслите о возможностях, которые открывает для предпринимателей в развивающихся странах распространение мобильной связи, включая мобильные платежные системы.
Проще говоря: если рассматривать общественную пользу как открывающуюся возможность, то получается хороший бизнес.
2. ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВО МОЖЕТ БЫТЬ ИЗМЕРЕНО…
Это правда, что причину и следствие часто трудно отследить, и, когда происходят изменения, одна компания не может претендовать на все лавры. Чтобы достичь прогресса в равенстве полов, прекращении дискриминации ЛГБТ-сообщества и сокращении бедности, требуются годы коллективных усилий.
Тем не менее каждый шаг компании может быть учтен. И существуют новые средства оценки результатов, которые используют во всем мире. Не так давно фонды Oxfam International и U.N. Global Compact внедрили продвинутую методику оценки бедности, которая помогает компаниям понять, как они могут помочь снизить ее уровень и какие их действия могут усугубить ситуацию. Есть также ресурс MadeInAFreeWorld.com. Это новый проект, который дает бизнесу и потребителям возможность проследить, используется ли труд рабов в глобальных производственных цепочках. А также помогает компаниям устранить негативные социальные последствия.
Я видел, как страдают крупные бренды, когда меры были приняты слишком поздно и все уже пошло не так. Если вы пойдете по пути наименьшего сопротивления, это обернется против вас.
Одна из целей вашей компании – сделать мир лучше.
3. …ВАШЕЙ КОМПАНИИ СЛЕДУЕТ РЕШАТЬ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ С ПЕРВОГО ДНЯ РАБОТЫ
Если это не так, вам стоит пересмотреть ваш бизнес-план.
Например, в текстильном бизнесе вы можете запустить постоянную программу утилизации. Но как быть с детским трудом, который используется в производственной цепочке? Как насчет поставщика, который ради сокращения издержек нарушает элементарные правила безопасности и охраны труда?
Компания-новичок должна учитывать социальные последствия своей деятельности на протяжении всей цепочки – от производства до сбыта. Сделает ли ваш бизнес жизнь людей лучше, включая ваших сотрудников? Как вы будете минимизировать негативный эффект для общества от деятельности вашей компании? Знаете ли вы, что делает каждый из ваших поставщиков для искоренения дискриминации на рабочем месте и устранения детского труда?
Любой, кто пытается уговорить меня вложиться в предприятие, должен быть готов рассказать мне о его пользе для общества. Этот фактор так же влияет на мое решение, как и инновационность идеи и финансовая отдача.
Так что, Чарльз, в вашем разговоре с инвесторами не стоит разделять прибыль и социальные последствия. Любой инвестор с головой, который смотрит на долгосрочную перспективу, поймет, что польза для общества – неотъемлемая составляющая успеха вашего бизнеса.
В конечном итоге деятельность каждой компании и стартапа оставляет след в обществе, и то, как она будет выглядеть в глазах людей, определяет, сможете ли вы быть лучшим среди конкурентов.