Фото Reuters
Когда вы инвестируете в бизнес, вы вкладываетесь не в продукцию, а в людей. Когда мне предлагают быть партнером при создании компании или инвестировать в уже существующее предприятие, мое первое побуждение – сначала составить мнение о самом предпринимателе.
Если это человек умный, уравновешенный, энергичный и увлеченный своими идеями и деятельностью, что значительно повышает шансы, то я захочу с ним работать. Конечно, обязательное требование – цепляющий и инновационный бизнес-план, который заполняет образовавшийся на рынке пробел и встряхивает выдохшуюся индустрию, готовую к радикальным переменам.
В начале 2014 года я через венчурные фонды Union Square Ventures и Avalon Ventures инвестировал в компанию Sidecar (коляска. – «НГ»), которая предоставляет услуги совместного использования частных автомобилей с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков. Sidecar в авангарде индустрии, и у компании есть новые опции, например, позволяющие водителю брать в салон сразу несколько пассажиров или пассажиров и груз, и разрешающие оплачивать поездку за счет клиентов, в отличие от классического разделения расходов на всех попутчиков, включая водителя.
Я готов в это инвестировать, поскольку испытываю интерес к «экономике взаимопомощи», особенно в сфере транспорта. Я также вложился в онлайн-сервисы вызова частных автомобилей Uber и Hailo. Учитывая вездесущность смартфона, я еще много лет назад размышлял о неизбежности внедрения технологии в транспортные сети и их реорганизации, чтобы лучше удовлетворять спрос. И это случилось благодаря успеху таких компаний, как Sidecar и Uber. Бизнес-модели, основанные на «экономике взаимопомощи», теперь распространены везде – от гостиницы до бытовой сферы. И это приносит пользу миллионам людей.
Мне было приятно, что я могу поддержать предпринимателей, которых я уважаю и которые создают интересные вещи. В 2010 году я работал с одним из основателей Sidecar – Сунилом Полом, когда мы создавали премию Carbon War Room’s Gigaton Awards. Этой наградой мы отмечаем руководителей и продвигаем их компании, которые превосходят другие по экологичности в своей сфере деятельности. Поскольку я был уверен, что и на рынке совместных перевозок есть место конкуренции, мне было интересно наблюдать, что делают Сунил и его команда.
30 декабря Sidecar изменил курс. Хотя компания продолжала внедрять инновации, она просто не способна была расти с достаточной скоростью, чтобы конкурировать с лидерами на рынке разделенного пользования автомобилями. «Сегодня переломный момент для Sidecar. Мы готовимся свернуть нашу службу перевозки и доставки, чтобы заняться альтернативной стратегией и заложить основу для следующего грандиозного проекта», – написали Сунил и второй основатель компании Джахан Ханна в своем онлайн-обращении.
Спустя несколько дней предприниматель и обозреватель Ом Малик предположил в журнале New Yorker, что опыт Sidecar показывает изменение всего предпринимательского ландшафта: «Большинство конкурентных схваток в Силиконовой долине теперь приводят к появлению одного победителя-монополиста». Ом также утверждал, что «Google, Facebook и, возможно, Uber являются индикаторами чего-то большего. В наш век коммуникаций информация, инфраструктура и алгоритмы дают компаниям неоспоримые преимущества. При всем уважении к Брэнсону в нашем мире все достается одному победителю».
Я могу понять точку зрения Ома. Но я считаю, что сейчас царит, как никогда, здоровая конкуренция. И вовсе не обязательно, что новая экономика приведет к монополии. Наоборот. Она может способствовать созданию дополнительных рыночных ниш, в которых смогут работать больше компаний.
В бизнесе выживают не все. Отдельные компании становятся крупными игроками на своем рынке, в то время как другие буксуют. Но если называть главную особенность успешных предпринимателей, то это способность оправиться после провала. Я терпел неудачи чаще, чем могу припомнить, и я уверен, что оплошаю еще много-много раз.
Тем не менее я никогда не позволяю себе волноваться по этому поводу. Уроки, которые я усваиваю в трудные времена, дают мне шанс пережить хорошие. Если бы я мальчишкой остановился после того, как прогорел мой бизнес по разведению волнистых попугайчиков, я бы никогда не создал журнал Student magazine. Если бы я сдался, когда British Airways пыталась вытеснить наш Virgin Atlantic с рынка, три наших транснациональных авиаперевозчика сейчас бы не летали.
Новый год это не только время надежд на будущее и составление новых планов. Это прекрасный повод задуматься о том, что не работает и что следует усовершенствовать в ближайшие месяцы и годы. Помня об этом, я бы хотел увидеть, как Сунил и остальная команда Sidecar все обдумают и начнут планировать следующий этап своей деятельности.
«Для Sidecar-перевозок и службы доставки это не конец пути, но это может означать финал путешествия для компании», – написали они. И мне интересно посмотреть, что они придумают дальше.