Фото Reuters
Можно ли сказать, что мир стал более предприимчивым? По-моему, так оно и есть.
Когда 40 лет назад я начинал свою карьеру, то, называя меня предпринимателем, люди намекали, что я человек ненадежный. Разительный контраст с сегодняшним днем. Центры предпринимательства Брэнсона в Южной Африке и странах Карибского бассейна, которые мы открыли в 2006 и 2011 годах, помогли уже более чем 4 тыс. начинающих предпринимателей. Они получили навыки и поддержку, необходимые для запуска своего бизнеса. Это 4 тыс. человек, которые были увлечены своими идеями и гордились тем, что они теперь предприниматели.
Технологии подняли новую волну. Они сократили затраты на старт своего дела и сделали этот процесс доступным массам. Стезя предпринимателя теперь открыта не только для независимых и состоятельных людей или тех, кому уже готовы дать денег для запуска.
И вот что я имею в виду. Допустим, вы хотите производить обувь вручную и продавать ее в собственном магазине. Затраты на старт подобного предприятия – это капля в море по сравнению с тем, что было, скажем, полвека назад. Вам не нужно арендовать помещение с витриной, чтобы продавать обувь, потому что вы можете совершенно бесплатно открыть интернет-магазин. Вряд ли сейчас у вас случится перерасход денег на сырье, поскольку вы можете связаться с поставщиками по всему миру и выбрать предложение по лучшей цене. Вам не нужно платить непомерно высокую ставку по кредиту, потому что вы можете собрать деньги на различных сайтах «народного финансирования». Или получить государственные субсидии и использовать другие схемы. Чуть больше двух лет назад Virgin StartUp помогла английскому правительству предоставить займы более чем 800 компаниям по всей Великобритании. Мы выдали более 8 млн фунтов кредитов, это 12 млн долл. И наконец, вам не нужно платить за рекламу, так как вы можете устроить шумиху в социальных сетях.
Последний фактор, социальные сети – важная составляющая нового предпринимательского духа. Такие ресурсы, как Facebook, Twitter, Pinterest, оказали огромное влияние на то, как бренды создаются и продвигают себя на рынке.
Маркетинговые ходы, которые мы использовали при запуске Virgin, были очень похожими. Как я уже упоминал, мой наставник сэр Фредди Лейкер тогда рекомендовал мне сделать себя лицом компании. Отличный совет! Наша команда выдумывала для меня приключения и трюки, которые я выполнял. Все это освещалось в СМИ, и это была бесплатная реклама. Благодаря этому Virgin приобрела человеческое измерение, и ей было несложно вызвать симпатию у клиентов.
Создать личный бренд никогда не было так легко, как сейчас. Везде в социальных сетях повара, музыканты, садовники и даже ученые запускают собственные бренды. Люди стали гораздо искушеннее в том, как себя преподнести.
Означает ли это, что каждый, кто создал персональный бренд в Instagram, – предприниматель? Не совсем так. Это показатель того, что предпринимательское мышление господствует во многих сферах деятельности. Благодаря этому мы лучше стали понимать природу предпринимательства и тех, кто этим занимается. Клеймо ненадежности уже отпало.
Хотя не каждый хочет стать предпринимателем, поколение нулевых, которое сейчас главная движущая сила на рынке труда, очевидно, стремится к получению многих благ, которые ассоциируются с предпринимательской деятельностью. Около года назад команда руководителей компаний, в которой я состою, The B Team выпустила доклад «Новые методы работы». Там описан сдвиг в отношении занятости, в первую очередь вызванный этими самыми «миллениалами».
В целом исследования обнаружили, что новое поколение больше ценит не традиционный социальный пакет, пенсии и гарантии долгосрочной занятости, а возможность ездить в командировки, свободу общения в социальных медиа, удаленную работу, гибкий график и шанс оказать положительное влияние на жизнь людей. Даже прибавка к зарплате больше не является решающим фактором для множества таких сотрудников.
Удержать наиболее квалифицированных специалистов всегда было непросто. Компаниям нужно пересмотреть свой подход, чтобы извлечь максимальную пользу из этого предпринимательского сдвига. Хотя некоторые компании не в состоянии предложить сотрудникам все эти блага, они могут обеспечить им хотя бы минимум. Предоставить ресурсы для процветания людям с предпринимательским образом мышления. Для инновационного развития нужна здоровая команда таких вот творческих менеджеров.
Отчет также показал, что 92% опрошенных людей в возрасте 21–24 лет уверены: предпринимательская инициатива жизненно важна для новой экономики и рынка труда. Когда я был 21-летним предпринимателем, суждения моих сверстников были не столь решительными. Приятно видеть, что отношение настолько изменилось!
Хотя не все мы предприниматели, наше общество, безусловно, становится все более предприимчивым. Больше работодателей, современных менеджеров и людей, нацеленных на решение проблем, может пойти нам всем только на благо.