Фото Reuters
Слово «прорыв» какое-то время назад вошло в моду в мире бизнеса, но это намного больше, чем просто лозунг. Прорывными компаниями, нарушающими статус-кво, управляют предприниматели, которые идут на риск, доверяются своим инстинктам и отвергают общепринятый образ действий.
Тем не менее в среде предпринимателей распространено заблуждение, что для встряски устоявшейся индустрии нужно найти сложное, новаторское высокотехнологичное решение. Новые технологии могут быть полезны вашим клиентам, но только если вы сосредоточены на своей цели, а они только вспомогательный инструмент. Ежегодно компании по всему миру тратят миллионы долларов, создавая сложносочиненные продукты, которые никому не нужны и которыми никто не пользуется. Отчасти потому, что они не решают истинную проблему.
Предприниматели, которые возлагают надежды на чрезмерно сложные идеи, забывают старую добрую прописную истину о том, что жизнь на самом деле проста, но мы упорно все усложняем. Нужно иметь в виду, что наилучшие для клиентов решения разбирают по косточкам и упрощают проблему, что делает ее решение очевидным. Простота открывает путь к устранению препятствий и прорывному мышлению.
Поясню, что я имею в виду. Недавно я полистал рассекреченный документ «Руководство по простому саботажу», опубликованный в США в 1944 году Управлением стратегических служб, предшественником ЦРУ. Там перечислены многочисленные стратегии саботажа, которые диверсанты могут использовать, чтобы пресечь развитие бизнеса. Удивительно, но многие из этих тактик используются в офисах по всему миру и сегодня!
Например, руководство инструктирует диверсантов, которые проникли в организацию, настаивать, чтобы все проходило через «инстанции». И никогда не допускать, чтобы ради ускорения принятия решений процесс шел коротким путем. Руководство также советует осторожничать и каждое решение проводить через комитеты. Менеджерам рекомендуется преумножить процедуры и согласования при выполнении директив. Чтобы там, где мог бы справиться один, нужно было добиваться одобрения решения у троих.
Эти инструкции могут показаться устаревшими, но они вне времени. Бюрократическая волокита и избыточный микроменеджмент перегружают бизнес и могут существенно замедлить прорыв и прогресс, не говоря уже о потере времени и подрыве боевого духа сотрудников.
На самом деле, когда в наши дни мне кто-то объясняет свою бизнес-идею о том, как что-то улучшить в устоявшейся индустрии, я спрашиваю, можно ли ее кратко изложить на обратной стороне конверта. Если идея настолько сложна, чтобы ее можно было объяснить в двух словах, маловероятно, что потребители вообще ее поймут и уж точно вряд ли будут покупать этот продукт.
Как я уже подчеркивал раньше, отличные примеры эффективного прорыва есть в банковской сфере. Долгие годы банки, к ужасу своих клиентов, придумывали всевозможные сложные продукты и программы, тогда как люди ждали от финансовых учреждений простых и надежных услуг.
Банковская сфера созрела для прорыва. И это на руку финансовым предпринимателям, придерживающимся простоты, будь то небольшие фирмы, бросившие вызов крупным банкам, высокотехнологичные выскочки или такие мастера прорыва, как Virgin Money.
Мы можем наблюдать это в Virgin Money. Генеральный директор компании Джейн-Энн Гардиа недавно отметила в своем блоге, что мировой банкинг медленно, но верно подтягивается, чтобы соответствовать требованиям времени, так что в Британии Управление по защите конкуренции и рынкам должно поощрять простоту и соревновательность. Например, действующие правила перемещения банковских счетов невероятно сложны для клиентов. «Если банки больше не могут удовлетворить потребности клиентов из-за отсутствия выбора и сложности транзакций, значит, пришла пора инноваций, – написала она. – Банкам придется конкурировать, предоставляя клиентам новые и более качественные услуги. Возможность свободного перемещения счета – вот что изменит правила игры, когда банки предоставят такую услугу».
Мы среди тех, кто разрабатывает решения, устраняющие запутанность в секторе мобильных услуг. И это демонстрирует, что в основе инноваций – простота. Многие годы назад английское Министерство связи выступило с планом сделать Великобританию первой страной, где мобильные абоненты могут сохранять свой номер телефона при переходе к другому оператору. Эта простая мера устранила неудобства для клиентов, стимулировала конкуренцию и удержала мобильные компании от искушения сделать переход клиентов к операторам-конкурентам сложным и дорогостоящим процессом. Эти незамысловатые изменения привели к росту инноваций и кардинальным переменам в индустрии.
Прорывные компании занимаются схожим делом, упрощая жизнь клиентов. Так что, разрабатывая ваш бизнес-план, помните: простота – это здорово.