Фото Reuters
На днях кто-то спросил у меня, как я справляюсь со стрессом. Я не задумываясь ответил, что напряжение – это преимущество. И это действительно отличная возможность быстро и с позитивным настроем обдумать любую задачу.
Позже я выяснил, в чьей светлой голове родилась фраза «напряжение – это преимущество». Оказалось, так метко озаглавила свою книгу легендарная теннисистка Билли Джин Кинг. Учитывая ее 39 побед в кубке Большого шлема, включая 12 в одиночном разряде, можно сказать, что Кинг определенно знает, как справляться с нагрузками!
Недавно я проводил у себя на острове Некер теннисный турнир Necker Cup. Там любители играли в теннис со звездами спорта и легендами, включая Трейси Остин, Мартину Навратилову и Марион Бартоли. Для тех, кто любит играть в теннис, но не добился профессиональных успехов, Necker Cup – уникальная возможность испытать себя в противостоянии с лучшими в этом деле. Прибавьте к этому, что все доходы от турнира идут на благотворительность, например в фонд Virgin Unite.
Даже при том, что обстановка на Necker Cup веселая и дружелюбная, все равно испытываешь напряжение, стараясь хорошо выступить. В конце концов, кто бы ни начал дергаться, готовясь к подаче на Новака Джоковича или играя с Рафаэлем Надалем?
Умение извлекать из стресса пользу – это ценный навык как в теннисе, так и в повседневной жизни. Когда мы попадаем в волнительные ситуации или цепь событий, управление стрессом делает нас более бдительными и внимательными. Это помогает повысить эффективность нашей работы. И помните: когда ставки высоки, награда больше, а процесс приятнее.
Я научился заставлять себя делать то, что вызывало у меня стресс и панику многие годы, – выступать на публике. Сейчас я произношу речи и посещаю мероприятия по всему миру, хотя вначале я был очень нервозным оратором. Я боролся с этим с тех самых времен, как учитель в Stowe School ставил меня перед классом и просил продекламировать стихотворение. Я страдал дислексией, и мне было тяжело это делать. Более того, наш директор имел привычку бить в гонг каждый раз, как повисала длинная пауза или мы запинались. И мы вынуждены были сходить со сцены под дружное шиканье и насмешки. В мой адрес гонг звучал с удручающим постоянством.
Вместо того чтобы отказаться от публичных речей, я в конце концов научился преобразовывать тот стресс, в который я себя загоняю, чтобы выступить хорошо, в положительную энергию. Поскольку я не силен в чтении официальных докладов, я перевожу все в неформальную беседу, которую умею вести. И сейчас я могу с радостью поделиться с аудиторией своими мыслями, будь то 2 или 20 тыс. человек в зале, превращая выступление в дискуссию.
Конечно, я до сих пор нервничаю на сцене и заикаюсь через слово или два, а иногда даже забываю текст. Но поскольку я помню, что это беседа, а не выступление, и стараюсь получить от нее удовольствие, все обычно выходит как надо. Сейчас я люблю напускать на себя волнение, чтобы не терять внимания аудитории. Это помогает мне держать планку.
Тем не менее есть такая вещь, как перегрузки. Нужно чередовать очень напряженные периоды с длительным отдыхом, размышлениями. Восстанавливать силы. Иначе вы не сможете отстраниться и увидеть перспективу. Отчасти поэтому так важен баланс между работой и частной жизнью и время, проведенное вдали от офиса.
В мире бизнеса стресс может исходить сразу из нескольких источников. Возможно, вам вдруг понадобится провести презентацию, от которой многое зависит, одновременно поставщик не выполнит условия сделки или сотрудник не оправдает ваших ожиданий. Какова бы ни была ситуация, может оказаться, что вас сплющивает под прессом, а не выносит вперед на волне неблагоприятных факторов. Но если вы вспомните, что напряжение – это все-таки преимущество, вы сможете управлять результатами в разумных пределах.
Единственный способ улучшить свою игру в теннис – это тренироваться снова и снова. Чем больше подаете, тем опытнее становитесь. И что важнее, увереннее. То же можно сказать и о предпринимателях, которые способны процветать в стрессовых условиях. Практика ведет к совершенству. Или, как говорит Билли Джин Кинг, «чемпионы продолжают играть, пока не получат этот титул».