Фото Reuters
Первое время вопрос GPS-навигатора – ехать кратчайшим путем или выбрать самый быстрый маршрут – приводил меня в замешательство. «Разве это не одно и то же?» – думал я.
Но, разумеется, дело в том, что объездной путь в 10 миль по хайвею может занять 10 мин., тогда как на альтернативный маршрут в 5 миль по второстепенным дорогам вы можете потратить втрое больше времени.
В бизнесе, к сожалению, нет GPS-навигаторов, чтобы проложить маршрут, но с годами я усвоил, что самый быстрый путь редко бывает лучшим. Когда вы готовитесь запустить новую компанию или продукт, возникает искушение побыстрее протолкнуть начинание на рынок. Но зачастую лучше притормозить и сначала оптимизировать свое предложение – протестировать, технологически модернизировать, а потом испытать вновь.
Даже самые успешные компании порой совершают подобные ошибки. Например, в 2008 году, в разгар гонки технологий хранения информации в облаке, Apple поспешил предложить мобильный сервис MobileMe. Он распространялся по подписке и обещал синхронизировать все данные абонентов, которые хранятся на устройствах Apple. Но у сервиса был серьезный дефект, он долгое время вообще не работал. И Apple понадобилось три года напряженной работы, чтобы сократить расходы и создать бесплатный сервис iCloud, который Стив Джобс с гордостью представил в 2011 году.
Странность заключается в том, что Apple удалось нагнать упущенное. Конкуренты компании в борьбе за «облачное» пространство, в частности Amazon и Google, все три года почти не сталкивались с трудностями, по сути, придерживаясь главной дороги. Ну а Apple смог извлечь уроки из неудачного опыта и восстановить силы.
Посмотрите на это с другой стороны. Когда вы приезжаете по делам в незнакомый город, вам редко удается увидеть что-то, кроме аэропорта и центра мегаполиса. Например, когда меня спрашивают о Китае, я непременно подчеркиваю, что знаю лишь малую часть этой огромной страны. Обычно я формулирую ответ с оговорками: «Ну, на самом деле я видел только Пекин и Шанхай, но…» Турист, побывавший лишь в Лондоне, мало что знает обо всей Великобритании. А тот, кто посетил только Нью-Йорк и Лос-Анджелес, имеет смутное представление о Соединенных Штатах в целом.
Мое мнение таково: вам необходимо как следует изучить ваш рынок, запастись временем и исследовать возможности, которые открываются для вашего продукта или сервиса. Протестируйте его на ваших потенциальных клиентах и соберите их отзывы. Это поможет вам гораздо лучше ориентироваться на местности. Если вы заберетесь в труднодоступные места и проанализируете возникшие при этом необычные идеи, вы скорее всего заметите возможности, которые ваши конкуренты пропустили.
Но «плоский» – интересное словечко. Когда мы говорим, что дверь плоская, то, наверное, представляем ее вертикальной. При этом если сказать, что кровать плоская, то автоматически воспринимаешь ее горизонтальной. Проблема заключалась в том, что предмет нашей гордости – «плоское сиденье» – вовсе не откидывалось до горизонтального положения.
Мы так спешили быть первыми, что выбрали самый быстрый маршрут и презентовали сиденье, которому не хватало 30 градусов, чтобы стать кроватью. И все пассажиры, включая меня, волновались, что стоит им погрузиться в сон, как они начнут сползать! И пока мы спешили воплотить нашу новую идею, в British Airways выведали, в чем секрет нашего сиденья, и воспользовались этим, чтобы разработать свое, по-настоящему горизонтальное сиденье. В итоге они опередили нас.
Мы вернулись к чертежной доске. И во второй раз мы придумали совершенно новое горизонтальное сиденье и революционно обновили конструкцию салона – теперь кресла в нем располагались «елочкой». Таким образом Virgin обошла конкурентов. Но та спешка дорого нам обошлась. Это был затратный урок. Он напомнил нам, что важнее привести дела в полный порядок, чем поскорее выскочить на рынок с новой, но сырой идеей.
Так что при запуске нового продукта или сервиса или их доработке помните историю о черепахе и зайце. Самый быстрый маршрут не всегда приведет вас к финишу первым. Но даже если это произойдет, настоящим победителем может оказаться тот, кто занял второе место.