Фото Reuters
– Как вы определяете, стоит ли нанять специалиста или научиться чему-то самому? Возьмем, к примеру, крутую идею для приложения. У вас она есть, но нет навыков разработки программного обеспечения. Что бы вы стали делать?
– Markus Lock
Вам как предпринимателю нужно знать, на что он способен. Я даже не беру в расчет неуверенность в себе – предприниматели должны быть готовы избавиться от своих комплексов. Я говорю о том, что каждый, кто хочет запустить свой бизнес, должен твердо понимать, в чем он хорош и что его увлекает. Это помогает быстрее достичь своих целей.
Все привыкли думать, что предприниматель – это такой художник-одиночка. Многие полагают, что успешные бизнесмены преодолели все трудности и завоевали рынок благодаря одной только силе личности. Но это все байки! Хотя «путь одиночки» звучит романтично, мало кто из предпринимателей создает бизнес самостоятельно. И на деле художникам тоже, как правило, помогают.
Маркус, для успеха вашего бизнеса вам жизненно важно научиться передоверять другим то, с чем вы плохо справляетесь. Я не имею в виду, что вам не стоит даже пробовать освоить что-то новое. Как известно, предприниматели безудержно любопытны.
Так что для начала попробуйте разработать приложение сами. Надо же сделать хоть одну попытку! Может оказаться, что программирование вас затянет. Если не получится, не страшно. Найдите человека с нужными навыками для создания вашей программы.
Когда я берусь за новую задачу и обнаруживаю, что это не мой конек, я не прекращаю усилий. Просто передоверяю ее тому, кто увлечен работой и способен сделать все на отлично. Это часть философии Virgin. Мы не лимитированы навыками людей в нашей команде, а привлекаем сотни агентств, подрядчиков и фрилансеров. Мы сотрудничаем с разработчиками сайтов, авиапроизводителями, операторами call-центров, поставщиками услуг и множеством других сторонних организаций. За прошедшие 40 лет эти замечательные люди помогли нашему бренду стать тем, что он собой представляет. Без них мы бы не могли функционировать.
До сих пор помню, как поначалу сложно было передоверить работу другому. Когда мы с друзьями создавали Virgin несколько десятков лет назад, я осознавал, что мне недостает жизненно важных знаний в некоторых областях. Особенно в бухгалтерском учете: я никогда не был силен в цифрах. Как я упоминал ранее, после упорных попыток справиться с бухгалтерской отчетностью и финансами я нанял бухгалтера Джека Клейдена.
Нам с друзьями ни за что было не сдвинуть бизнес с мертвой точки без Джека. Он разделял наши идеи и в некоторых областях лучше нас знал, как их осуществить. Из опыта совместной работы с ним я вынес уверенность, что, если мы действительно хотим развивать наш бизнес, нам нужно делегировать полномочия.
Конечно, это не значит, что вы должны просто скинуть вашу работу на команду. По мере роста бизнеса ищите людей, разделяющих ваши идеи, желающих на них опираться и способных внести улучшения в работу вашей компании. Ваша ответственность будет расти, так что передавайте другим задачи, с которыми они справятся лучше. Это освободит вам руки для планирования будущего и поиска новых путей развития компании. Важно доверять вашим сотрудникам и партнерам и предоставлять им свободу действий, но при этом нужно оставаться на связи. Иначе вы можете не заметить сигналов, что что-то идет не так.
В итоге все сводится к сотрудничеству, которое жизненно необходимо для здорового бизнеса. К тому же это неотъемлемая часть жизни предпринимателя. Оно порождает удивительные инновации, без которых бизнес не может двигаться вперед. Если вы эффективно делегируете полномочия и сотрудничаете, то у вас будет больше времени сосредоточиться на ситуации в целом и достичь того, чтобы ваш продукт или сервис был особенным и выделялся среди других.