Фото Reuters
Недавно я инвестировал в стартап Transferwise. Это отличный пример бизнеса, созданного, чтобы заполнить пробелы в обслуживании клиентов. Отчасти поэтому я и ввязался в этот проект.
Оба основателя, Кристо Кяярманн и Таавет Хинрикус, зарабатывали в той валюте, которая была удобна другому. Таавет получал в евро, живя при этом в Лондоне. А Кристо – фунты, выплачивая свои кредиты в евро. И оба они пользовались услугами банков для перевода средств из одной валюты в другую и теряли 5% комиссии на каждой операции.
Предприниматели договорились, что Таавет будет класть евро на банковский счет Кристо, а Кристо – фунты на счет Таавета, избегая таким образом банковской комиссии. Так вскоре появился и заработал сервис Transferwise, позволяющий напрямую переводить одну валюту в другую.
Но что такого особенного в этой бизнес-модели?
Жизненно необходимой услугой денежных переводов пользуются люди по всему миру. По некоторым подсчетам, ежегодно переводится от 5 до 10 трлн долл. Тем не менее за последнее десятилетие система почти не менялась к лучшему. Эта индустрия созрела для встряски, особенно с тех пор, как многие банки необоснованно вздули комиссию за эту услугу, и некоторые даже не пояснили, с чего вдруг, хотя следовало бы. Пользуясь услугами Transferwise (часто те, кто отправился на заработки в развитые страны, посылают деньги родственникам в развивающиеся), люди обнаруживают, что могут переводить средства быстрее и дешевле.
Еще один инновационный проект, привлекший мое внимание, это Fourex – базирующийся в Великобритании стартап, который в июне этого года выиграл организованный Virgin Media Business бизнес-конкурс Pitch to Rich («Предложи Ричарду». – «НГ») New Things Award. Я был судьей. Fourex применяет иной подход к международному обмену валют. Он рассчитан на использование автоматов, которые конвертируют иностранные монеты и банкноты в фунты, доллары или евро. Для их обслуживания не требуется персонала, так что автоматы могут располагаться в более удобных местах, чем пункты обмена.
Сферы деятельности, где давно не было перемен, часто больше всего нуждаются в ком-то, кто хорошенько их встряхнет. Так почему так долго приходится ждать прорыва? Чтобы потенциальный инноватор стал лидером, необходимы три условия.
1. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Первое условие состоит в том, чтобы технологии компании позволяли предложить простое, продуманное и интуитивно понятное решение проблемы. Помните: клиентов не заботит, почему вы способны предложить лучший продукт. Их интересует только лучший результат. Так что система программной поддержки должна быть достаточно проработанной, чтобы клиенты могли пользоваться интерфейсом с ходу, без инструкции.
2. ДОСТУПНОСТЬ. Бизнес должен привлекать клиентов до того, как у него появятся первые последователи. Одна из причин революционных перемен во многих сферах деятельности вовсе не в том, что Интернет изменил мир. Все потому, что глобальная взаимосвязь и возросшее использование смартфонов создали критическую массу, которая сделала жизнеспособными новые бизнес-модели.
3. ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР ВРЕМЕНИ. Прорывные инновации часто случаются в тот момент, когда массовый потребитель знакомится с новыми технологиями и готов открыть для себя новые возможности, которые они дают.
Transferwise способен предоставлять впечатляющий сервис прямого обмена валют по выгодному курсу только потому, что пользователи доверяют этой услуге. В первые годы существования Интернета бытовали опасения по поводу онлайн-операций, но сейчас они исчезли. Пользователи знают, что отправляют деньги не в пустоту. Сервис был бы бесполезным, если бы никто не решился рискнуть им воспользоваться.
Каждая сфера деятельности рано или поздно переживает встряску. Если в вашем секторе бизнеса в последние годы почти не было перемен, вам нужно идти в ногу с новыми технологиями и инновациями, иначе рискуете упустить долю рынка в пользу новичков. В свободном доступе есть ресурсы, которые помогут вам двигаться вперед. Например, портал Virgin Media Business для стартапов и малого бизнеса, где можно освоить цифровые технологии, – learndigitalskills.co.uk.