Фото Reuters
– Недавно я открыл на Филиппинах собственный центр эстетики и сейчас испытываю трудности, продвигая наш бренд. Какой совет вы бы дали относительно продвижения начинающей компании? Кстати, по профессии я кинорежиссер, но родился в семье деловых людей.
– Louis Padilla, Philippines
– Чтобы сделать ваш бренд известным, нужно позиционировать вашу компанию не так, как конкуренты. Луис, возможно, у вас нет опыта в маркетинге, но ваше кинопрошлое – это огромное преимущество. Если вы будете сочетать привлекающий внимание визуальный ряд с шумихой в социальных сетях, вы можете прославиться по всему миру и быстро завоевать своему бренду репутацию.
Мой наставник, владелец Laker Airways сэр Фредди Лейкер, дал мне похожий совет в начале деятельности Virgin. Он определил нашу маркетинговую стратегию и помог Virgin стать всемирно известным брендом.
Когда мы запускали Virgin Atlantic, мы вторгались на территорию, кишащую крупными акулами бизнеса. «Проследи, чтобы попасть на первые полосы газет, а не на последние, – сказал мне тогда сэр Фредди. Ты собираешься выйти в люди, чтобы себя продавать. Выставляй себя на посмешище, а иначе не выживешь».
Я прислушался к совету Фредди. Мы привлекли внимание к Virgin Atlantic, устроив шоу. Мы запустили дирижабль с плакатом «У British Airways не стоит» над колесом обозрения London Eye, которое никак не могли повесить на опоры. И этот неопознанный летающий объект воспарил над Лондоном, едва начался День дурака 1 апреля.
За более чем 40 лет работы команда Virgin запустила сотни компаний по всему миру, и во имя продвижения продуктов и услуг я шутил и развлекался, переходя все грани дозволенного. Чтобы запустить Virgin Brides, я нацепил на себя платье невесты. Чтобы подтолкнуть Virgin Cola, выехал на танке на 5-ю Авеню в Нью-Йорке. Спрыгнул с крыши комплекса Palms Hotel and Casino, чтобы отметить первый полет Virgin America в Лас-Вегас. Пересек Ла-Манш на автомобиле-амфибии, чтобы отпраздновать 20-ю годовщину Virgin Atlantic. А еще пил шампанское – спускаясь, как десантник, по стене нового космодрома ради Virgin Galactic.
Наша команда примерила бесчисленное количество костюмов, выкинула сотни номеров и по ходу завербовала громадное число наших сторонников. И хотя не всё и не всегда шло по плану – и я определенно выставил себя на посмешище, – оно того стоило. Мы прославили наши продукты и сервисы.
Конечно, Virgin не единственная компания, которая проявляет находчивость в маркетинге, чтобы создать шумиху. Группа U2 привлекла внимание к своему альбому, предоставляя бесплатные копии каждому, у кого есть аккаунт на ресурсе iTunes. А знаменитое селфи со звездами, которое сделала комедийная артистка Элен Дедженерес на церемонии вручения премии «Оскар», прославило логотип корейской компании. Снимок был сделан с помощью смартфона Samsung Galaxy Note. Сеть фастфудов Taco Bell возмутила одних и развлекла других, разместив рекламу в New York Times: «Taco Bell покупает Liberty Bell» (Колокол Свободы. – «НГ»). А Burger King сделал ребрендинг фирменного бургера Whopper (громадина. – «НГ»), выпустив «громадину под левую руку». И этот список можно продолжить.
Стартапам и только встающим на ноги компаниям такая тактика приносит много пользы, и они ее используют. Dollar Shave Club еще недавно был никому не известной компанией, пока в 2012 году не выпустил презентационный видеоролик, который сделался популярным. Благодаря миллионам просмотров бренд молниеносно обрел мировую известность.
Так что, Луис, пораскиньте мозгами. Спросите себя: почему вы начали свой бизнес? Что отличает ваши продукты и сервисы от остальных? Чего вы в итоге хотите достичь?
Изложив все это на бумаге, придумайте веселые и увлекательные способы донести это до широкой общественности. И не стесняйтесь просить помощи. Вы сказали, что родились в семье деловых людей, спросите их мнение и идеи.
Наткнувшись на скептиков, скажите им, что если не привлечь внимание к продукту или сервису, никто о нем так и не узнает, каким бы великолепным он ни был. Все просто. Так что сделайте что-нибудь оригинальное. То, до чего ваши конкуренты ни в жизни бы не додумались.
Главное, помните, что изобретательный маркетинг и творческий подход к другим сферам бизнеса не только выгоден, но и приносит много веселья.