Фото Reuters
– Я начинающий предприниматель и большой ваш поклонник. Я занимаюсь бизнесом с очень раннего возраста (сейчас мне 25 лет). И хотя немногие проекты выгорели, сейчас я совладелец двух компаний: туристического агентства и сайта, специализирующихся на продаже туров для серферов, а также предприятия по экспорту фруктов.
Вот мой вопрос. Как вы освоили искусство создания таких компаний, которыми потом могут успешно управлять другие люди? И как вы мотивируете того, кому делегируете обязанности руководителя, заботиться о чужом бизнесе, как о своем собственном? А еще возможно ли передоверить кому-то небольшую или средних размеров компанию, которая не зарабатывает миллионы долларов?
– Gad Levy, Israel
– Можно ли доверить кому-то управлять вашим бизнесом, зависит в конечном счете от одной, но ключевой вещи: найдете ли вы подходящего человека или нет. Как я уже писал в этой колонке, люди, которых вы нанимаете, приведут вас к успеху или краху. И по правде говоря, неважно, какого размера ваша компания.
Вот почему все эти годы я настаивал на своем участии в приеме на работу менеджеров высшего звена для всех компаний Virgin, даже если претендентам, чтобы встретиться, приходилось лететь на мой остров Неккер. И до сих пор мне приходится слышать жалобы на это!
Я не единственный предприниматель, который осознает всю важность кадровых решений. Мой друг Ларри Пейдж, один из основателей и генеральный директор Google – компании с капитализацией в 400 млн долл. и коллективом из 4 тыс. сотрудников, настаивает, чтобы за ним оставалось последнее слово, брать ли кандидата на руководящую должность.
Когда вы делегируете обязанности другим, они будут принимать решения, затрагивающие многие важные аспекты вашей компании. Но как можно быть на 100% уверенным, что вы выбрали нужных людей?
Что ж, если с момента запуска бизнеса у вас нет отбоя от достойных кандидатов на каждую позицию, обеспечить карьерный рост собственным сотрудникам может быть отличным выходом. То есть, в случае ухода исполнительного директора или менеджера, попробуйте предложить его позицию кому-то, кто работает в компании. Он уже знает сильные и слабые стороны вашего бизнеса и пользуется поддержкой остального коллектива.
Будут моменты, когда вам понадобится привести в команду новых людей, особенно если в бизнесе начался застой. Присмотритесь к тем, кто преуспел в разных областях и на различных должностях. Такие сотрудники скорее всего универсальны, креативно подходят к решению проблем и обладают навыками, применимыми в разных сферах. Чтобы найти таких кандидатов, при встрече спрашивайте у людей о тех занятиях, которые они не включили в резюме.
Не зацикливайтесь на квалификации. Человек с несколькими степенями в вашей области не всегда подходит вам больше, чем сотрудник с более обширным опытом и положительными личными качествами.
Еще одно важное соображение, вписывается ли кандидат в корпоративную культуру вашей компании. Подходящий человек будет основываться на том, что вы создали, а неподходящий способен моментально все разрушить. А восстанавливается корпоративная культура страшно долго.
Отличный способ проверить, соответствует ли претендент корпоративной культуре компании, попросить двух-трех сотрудников, которым предстоит с ним работать, присоединиться к беседе и задать ему несколько собственных вопросов. А вы понаблюдаете, как он взаимодействует с этими людьми. Ключ к разгадке: окажется ли он веселым, дружелюбным и заботливым. Все это показывает, что претендент расположен к командной работе и ценит взаимопомощь.
Обратите пристальное внимание на то, что кандидаты во время разговора говорят о вашей сфере деятельности. Иногда оказывается, что претендент настолько хорошо разбирается в теме, что вам захочется продолжить общение и по окончании встречи. Даже если его резюме не вполне подходит, возможно, стоит рискнуть и все равно его нанять. Белые вороны, которые видят открывающиеся возможности там, где другие лишь замечают проблемы, могут придать новый импульс всему коллективу.
И все же в конечном счете лучший способ убедиться, что сотрудники будут заботиться о компании, это заботиться о них – относиться к ним с уважением, предоставлять приятные бонусы, гибкий рабочий график и другие привилегии, какие еще можете предложить. Берегите своих сотрудников, и они будут беречь ваш бизнес. Да, вот так все просто.