Фото Reuters
– Я потратил два десятилетия на разработку своего продукта и по-прежнему далек от того, чтобы вывести его на рынок. Плюс я противостою гигантским корпорациям с бюджетами в миллионы долларов на маркетинговые исследования. Так что хоть мой продукт и может превзойти конкурентов, у меня не получается найти финансовую поддержку.
Я рассматривал вариант «народного финансирования», но чувствую, что такой подход обесценит мою глобальную концепцию. Можете дать какой-то совет?
– Andrew Barlay
– Первым делом, Эндрю, хотелось бы, чтобы вы назвали, какой именно продукт вы разрабатываете! Двадцать лет – длительный срок для любого проекта, не говоря уже о создании одного продукта. Боюсь, если вы в ближайшее время не сконцентрируетесь на выходе того, что есть, на рынок, это может вообще никогда не случиться.
В истории есть несколько отличных примеров, когда предприниматели вкладывали уйму времени и сил в создание одного продукта. Например, британский изобретатель сэр Джеймс Дайсон построил 5126 неудачных прототипов, прежде чем довел до совершенства свой знаменитый пылесос. «Учатся на ошибках, – пояснил он в интервью. – Успех ничему не научит».
Дайсон был очень решительным и обладал особым видением. Продукт, который он в конце концов создал, оказался настолько хорош, что ему не пришлось обращаться за дополнительной поддержкой для строительства своего миллиардного бизнеса. Его путь к успеху достоин восхищения, но он подходит не для каждого предпринимателя.
Найти средства для стартапа – довольно сложная задача. Но сейчас у начинающих предпринимателей гораздо больше возможностей, чем когда-либо прежде. Особенно у тех, кто, как вы, по-настоящему верит в свои идеи. Помимо множества инвестиционных групп, которые ищут партнеров среди новых компаний, существует предостаточно возможностей получить кредит.
Самое большое препятствие заключается в том, что каждый представляет свой продукт потенциальным инвесторам как лучший и самый перспективный, при этом с отличным сервисом. Когда каждый твердит одно и то же, практически невозможно выделить ваш продукт из общей массы. И даже если ваша идея превосходит и опережает все остальные, сложно убедить людей в ее преимуществах, поскольку никто не пробовал ваш продукт.
«Народное финансирование» – это отличный способ преодолеть подобные препятствия, поскольку приносит пользу помимо сбора средств. Главное, что так можно протестировать вашу идею. Если ваш продукт действительно лучший, люди его поддержат. А если он не цепляет – они ясно намекнут на это. И даже если вы не соберете много денег, вы встретите целевую аудиторию и убедитесь, что основная группа потенциальных потребителей поддерживает то, что вы делаете. Это облегчит вам поиск финансирования на следующем этапе.
Эта схема также может работать и в обратном направлении. Фонд Virgin StartUp в Великобритании недавно начал сотрудничать с платформой «народного финансирования» Crowdfunder, чтобы дать начинающим предпринимателям, которые берут наши льготные кредиты, шанс получить дальнейшую финансовую поддержку. Мы обнаружили, что у наших подопечных резко повышаются шансы добраться до своей целевой аудитории, когда «народные вкладчики» видят, что они уже получили наше одобрение.
Опасения, что ваш продукт обесценится при обращении к «народному финансированию», безосновательны, так как плюсы от этого значительно перевешивают любые минусы. Как мы показали в нашей серии «Толпа» на Virgin.com, в наши дни все – от авиакомпаний до новых фильмов, швейных предприятий и ресторанов – финансируются за счет народа на специальных сайтах.
Так что с точки зрения стороннего наблюдателя, Эндрю, выглядит так, что у вас сильная позиция, чтобы представить вашу идею на суд толпы. Мало что сравнится с такой стратегией. Это доступный, простой и обладающий большим потенциалом бесплатный инструмент пиара. И наиболее успешные кампании продвижения вызывают наибольший интерес.
Создайте честный продукт, и не будет иметь значения, сколько денег конкуренты потратят на свои маркетинговые исследования. С помощью социальных медиа любая компания может сделать себе имя в глазах общественности, независимо от того, каков у нее маркетинговый бюджет.
Удачи вам, какой бы путь вы ни выбрали. Но не ждите слишком долго – нет времени лучше, чем настоящий момент!