Фото Reuters
– Мне 19 лет, я студент и сейчас разрабатываю свою бизнес-идею, имея в обрез наличность. Так что единственное, что я могу предложить людям с опытом ведения дел, – это часть моей компании, которая еще не существует. Но мне не нравится идея долевой собственности, поскольку, когда ты не владеешь всем, кажется, что это уже не твоя идея, не твой продукт и не твоя компания.
А что чувствуете вы, когда продаете часть своей компании?
– Jake Gerrard, Australia
– У нас с друзьями денег было всего ничего, когда мы стартовали с Virgin Records, но мы смогли привлечь талантливых людей. И вы сможете. Ключ в том, чтобы упорно искать. И тогда вы поймете, что можете предложить гораздо больше, чем просто часть своей компании.
Для начала спросите у себя, смогли ли вы создать такую компанию, работа в которой вызывает неподдельный энтузиазм у ваших сотрудников. В основе каждого предприятия Virgin – наше желание радикально потрясти или изменить индустрию в позитивном ключе. Люди покупаются на прорывные идеи, потому что от них учащается пульс, такие идеи соотносятся с базовыми ценностями и порождают веру.
Например, в начале деятельности Virgin Records люди хотели с нами работать, потому что мы сконцентрировались на продвижении музыкантов, которые создавали потрясающую музыку, но отличались от других и их игнорировали другие лейблы. Наш подход привлекал к нам группы, представлявшие вовремя не замеченные субкультуры. Такие команды, как Sex Pistols, которые пришли к тому, что стали символом целого поколения.
Если вернуться к сегодняшнему дню, то схожая ситуация и с Virgin Money. Мы привлекаем людей с тонким финансовым чутьем, но ищем банк, который смотрит на вещи иначе. Какая еще банковская команда выпустила бы кредитку по мотивам композиции Sex Pistols «Never Mind the Bollocks»? («Не грузись ерундой». – «НГ»)
Так что, Джейк, подумайте: что делает вашу идею особенной и какое позитивное влияние она может оказать? А потом начинайте рассказывать талантливым людям в вашей рыночной нише, почему им следует с вами работать. Есть все шансы, что они захотят помочь реализовать вашу идею. И их участие может принять форму партнерства или сотрудничества вместо инвестиций.
Передача части вашей компании – не единственная возможность на случай, если у вас нет сбережений и семья не может помочь вам финансировать вашу идею. Хороший способ привлечь талантливых людей и одновременно дополнительные средства – это использовать такие ресурсы «народного финансирования» за вознаграждение, как Kickstarter или Indiegogo. Зафиксируйте на видео вашу увлеченность идеей и ваши амбиции, разместите в Сети и затем предложите людям вознаграждение, если они вас поддержат.
Это вознаграждение напрямую связано с запуском вашего бизнеса и включает в себя партию из первого выпуска вашего продукта или эксклюзивную версию того, что вы создаете. Это видео поможет привлечь других людей, которых может воодушевить ваша идея. В Великобритании, если вы собираете средства через сайт «народного финансирования» с вознаграждением Crowdfunder, вы можете даже стать участником программы займов через фонд Virgin StartUp, который также предоставляет наставника.
Позже, когда ваш бизнес будет готов к экспансии, вам скорее всего придется продать долю в нем ради вложений в рост. Хотя удержание полного контроля может казаться более безопасным, продажа части компании организации или частному лицу, который способен произвести улучшения, может оказать чрезвычайно благотворный эффект. Например, только в прошлом году компания Delta купила у Singapore Airlines 49% акций Virgin Atlantic. Это определенно был правильный шаг, поскольку теперь Virgin Atlantic может оказывать услуги в более чем 200 аэропортах Северной Америки, а значит, тысячи новых клиентов приобщились к нашему бренду. Мы, конечно, могли бы сделать это и без помощи Delta. Недавно я был в Детройте, где мы открывали новый маршрут. Но все-таки здорово, когда сотрудничество приносит такие плоды.
Конечно, когда продаешь часть компании ради роста, можешь чувствовать себя ограбленным, но когда лишаешься всей компании, которую вы с командой построили с нуля, это совсем тяжело. Ощущение почти такое, словно ты продаешь свою семью.
Я вспоминаю, как в 1992 году мы продали Virgin Records. Мы только что подписали контракты с Джанет Джексон и Rolling Stones, но вынуждены были избавиться от компании, чтобы обеспечить финансовую поддержку Virgin Atlantic для конкуренции с British Airways. Я много раз описывал, как после сделки я бежал по улице с чеком на миллиард долларов в кармане и слезами на лице. Но так было надо. Эта продажа гарантировала Virgin будущее. Если бы не она, мы бы сейчас не летали.
В конце концов разница между хорошим и плохим решением при продаже части компании – в упорстве. Найдите правильного партнера и заключите с ним нужную сделку в точно выбранное время.