Фото Reuters
– Вы советовали предпринимателям нанимать сотрудников для выполнения обязанностей, с которыми плохо справляешься сам. Я полон идей и обожаю выступать перед аудиторией. Я не ас продаж, не гуру маркетинга, не на «ты» с финансами, так что мне нужно взять кого-то на эту работу.
Предположим, нужные люди на своих местах – как мне правильно делегировать им полномочия, чтобы сохранить в своей собственности компанию и идею? Я не против дать людям преуспеть и добиться признания, я боюсь возникновения конфликтов с кем-то из сотрудников, кто возомнит, что может все делать лучше меня.
Кроме того, как мне развивать компанию и одновременно защищать ее от конкурентов, у которых есть деньги и знания? Например, если кто-то уже лет 50 в бизнесе, поднял сотни компаний, то он может раздавить меня, как муху, и объявить мои идеи своими.
– Bill Hagen
Раз уж вы работаете над запуском своей компании, помните о двух вещах. Самое простое для предпринимателя – это предложить идеи, самое сложное – претворить их в жизнь.
Почему? Второе обычно предполагает, что придется делать то, в чем вы не всегда сильны. Например, разрабатывать сайт, выпускать программы или предлагать хорошую маркетинговую стратегию. У меня была беда с финансовой стороной дела. Я был безнадежен в отношении цифр и таблиц, и я до конца не понимал разницы между «чистой» и «грязной» прибылью, пока мне не стукнуло 50!
Так что, Билл, вы должны удивляться, как Virgin умудрилась превратиться в глобальный бренд, который распространяется на телекоммуникации, фитнес-клубы, гостиницы и авиаперевозки. Секрет нашей команды прост. Мы всегда брали на работу умных людей. Мы подобрали ключ к поиску нужных сотрудников. Нужно искать тех, кого вдохновит ваша увлеченность делом, кто захочет развивать ваши идеи и не побоится предложить способы их улучшить.
Поскольку я страдаю дислексией, я рано научился иметь дело с ограничениями, которая она налагает. Когда я учился, мне приходилось полагаться на помощь одноклассников при подготовке к сложным экзаменам. Когда я открыл свой бизнес, я быстро начал делегировать полномочия. Уже тогда к нам примкнули отличные ребята. Даже само название Virgin – результат командного творчества. Мы подумывали назвать нашу звукозаписывающую компанию «Смещенный диск», пока одна молодая женщина в шутку не сказала, что все мы девственники, в бизнесе уж точно.
Хотя вы, возможно, опасаетесь конфликтов, наем людей, которые бросят вызов вашим идеям, принесет бизнесу пользу. Вы не можете быть все время правы, так что сотрудники и коллеги, обладающие мужеством и чувством такта, чтобы честно высказать свое мнение, станут ценным приобретением. Мы в Virgin совершили несколько ошибок, но мы бы наломали куда больше дров, если бы нас окружали соглашатели. Когда вы запускаете свой бизнес, скорее всего так и случится, что некоторые сотрудники, отвечающие за какую-то сферу деятельности, ощутят, что могут все делать лучше. Но это же совершенно замечательно. Вам нужны люди с идеями. Прислушайтесь к ним, делегируйте полномочия и доверяйте им, иначе они почувствуют себя недооцененными.
Некоторые из ваших сотрудников могут со временем открыть собственное дело, но это всего лишь означает, что вы правильно их наняли. Несколько раз такое происходило в Virgin. Адам Бэлон, который работал в Virgin Cola, ушел, чтобы основать Innocent Drinks. Роуэн Гормли трудился в нескольких компаниях Virgin, прежде чем открыть свой бизнес – Orgasmic Wines. Мы потом купили эту компанию, когда создавали Virgin Wines. Успех тех, кто вышел из рядов Virgin, напоминает конкурентам, какая сильная у нас команда.
Это правда, что, если ваш бизнес построен на отличной идее и угрожает взорвать индустрию, крупные игроки скорее всего попытаются вас копировать или даже выкинуть с рынка. С Virgin это происходило несколько раз. Например, когда мы запустили Virgin Atlantic, British Airways много лет применяли к нам тактику запугивания. Они пытались переманить наших пассажиров и сливали в прессу порочащие Virgin истории. Эта так называемая грязная кампания закончилась судебным иском, и British Airways пришлось раскошелиться на 3 млн фунтов.
Как мы выжили? Мы использовали наш небольшой размер как преимущество. Мы были находчивы, умело пользовались подходящим моментом, чтобы раздуть шумиху. А еще мы по максимуму выжали из новых технологий. Virgin Atlantic была первой авиакомпанией, которая предложила пассажирам развлечения в полете на экране предыдущего кресла, и первой, кто установил на борту барную стойку. В наши дни это есть почти у всех авиаперевозчиков, и мы ищем новые способы обновления.
Важно помнить, что, хотя у матерых конкурентов, возможно, есть деньги, они вряд ли могут оперативно изменить курс. Так что предприниматель с несколькими знающими сотрудниками и массой амбиций может взорвать индустрию.