Фото Reuters
Афоризм «Хорошие художники копируют, великие – присваивают» обычно приписывают Пикассо. Долгие годы многие превратно толковали его, словно знаменитый художник демонстративно воспроизводил идеи других мастеров, трудившихся в поте лица.
Но трудно ошибаться сильнее. Существует огромная разница между тем, чтобы скопировать и «присвоить». Тот, кто копирует, просто повторяет, а тот, кто присваивает, дает современную интерпретацию и предлагает уже ее. В конечном счете идея становится его собственной.
Афоризм напоминает нам, что крайне редко кому-то удается выдвинуть действительно новую идею. Все мы – производные нашей среды. Мы заимствуем идеи у тех, кто шел до нас, и извлекаем пользу из уроков, которые они усвоили, набивая шишки на тех же тропах. Просто примите то, что все мы находимся под влиянием друг друга.
Сооснователь Apple Стив Джобс понимал, что имел в виду Пикассо. Как он однажды объяснил в интервью: «Мы (в Apple) никогда не стеснялись присвоить себе отличные идеи».
Мы с командой построили наш бренд Virgin, заимствуя идеи. Мы ищем сферы деятельности, где недостает современного сервиса или продукта, заполняем эту пустоту, предлагая что-то выдающееся, а потом ставим на этот продукт узнаваемое клеймо Virgin. Например, когда мы начинали Virgin Records, продажа музыкальных записей вовсе не была новой бизнес-концепцией, но мы нашли способ упростить процесс и сделать музыку более доступной. Авиапутешествия определенно были не в новинку, когда мы вошли в индустрию авиаперевозок, но потенциал этого рода деятельности не был полностью реализован, особенно что касается обслуживания клиентов. Так что мы нарушили привычный порядок вещей, сосредоточившись на том, чтобы это исправить.
Наши лучшие идеи мы обычно извлекаем из личного опыта, но в последнее время мы стали использовать технологии для вынашивания перспективных концепций. По выходным я стараюсь минимум дважды в день писать посты в моем блоге, для передачи сообщений я использую такие социальные медиа, как Facebook, LinkedIn, Google+, Twitter, Vine и Instagram. Зачастую мои посты провоцируют дебаты и вызывают отклики, жалобы и новые диалоги.
За прошедшие несколько лет эти беседы породили множество заставляющих задуматься идей. Я обожаю читать комментарии, чтобы понять, какая информационная наживка может дать улов в виде вдохновляющих бизнес-предложений.
Огромное преимущество в том, что обсуждение идет по всему миру. Раньше, если вам нужно было понять культурные особенности страны, приходилось брать билет на самолет, а сейчас я могу просто проверить свой блог. И хотя некоторые идеи, рожденные в онлайн-диалогах, имеют местную специфику, многие все же применимы в любой стране и обладают потенциалом глобального влияния.
Помимо личного участия в дебатах или чтения комментариев в своем профиле мне нравится заглядывать на сайт IdeaPod. Это социальная сеть для обмена идеями и кооперации. В прошлом году я встретился с основателями этого ресурса и с тех пор пристрастился к нему. Предоставляя площадку для обмена идеями, IdeaPod повышает шансы каждого предложить инновационные разработки.
Пару недель назад я зашел на сайт и обнаружил там дискуссию, каким бизнесом Virgin стоит заняться в дальнейшем. Идеи были от производства низкоуглеродного топлива до повышения эффективности совместного пользования автомобилем и запуска образовательных онлайн-программ. Некоторые упомянутые идеи мы уже реализовали, запустив компании, другие вызвали у меня интерес, и мы, возможно, рассмотрим их в дальнейшем.
Если вы как предприниматель ищете новые идеи, помните, что инновациям нет предела. Мало какие продукты и услуги хороши настолько, чтобы их можно было назвать безупречными. Вот почему так многому можно научиться, выслушивая недовольство, чаяния и точки зрения людей. Так что создайте свой блог. Заходите в социальные медиа. Посещайте предпринимательские центры, кафе или пабы. Задавайте вопросы. Провоцируйте дебаты. Вступайте в разговор.
А потом спросите себя: что обсуждают люди? О чем говорят ваши друзья и члены семьи? Что увлекает людей? Что попадает в новости? О чем была интересная статья, которую вы прочитали? И как это применимо к продуктам и услугам?
Если вы будете держать глаза и уши раскрытыми, вам обязательно попадутся отличные идеи. Но помните: не копируйте их, а делайте своими.