Фото Reuters
Начинающие предприниматели часто задают мне вопрос: «Как следует обращаться с персоналом?» Они хотят, чтобы их сотрудники были довольны и продуктивно работали, но не знают, как достичь золотой середины. До какой степени они должны нести ответственность за психическое и душевное здоровье сотрудников? Какие дополнительные блага предложить им, чтобы привлечь и удержать лучших работников?
В последние годы некоторые компании попробовали инновационные подходы к этому вопросу, пользуясь преимуществами прогресса в технологиях и изменений в обществе. Например, множество молодых людей предпочитают гибкий график работы, так что некоторые компании предоставляют сотрудникам возможность работать дома. Другие компании, такие как интернет-магазин Zappos, избавились от всей организационной структуры, а заодно от должностной иерархии!
В Virgin мы за последние несколько лет сделали два больших шага вперед. Теперь мы предоставляем сотрудникам головного офиса неограниченный по времени ежегодный отпуск и гибкий график работы. Наша команда восприняла это с энтузиазмом. Если эксперимент и в дальнейшем окажется удачным, уверен, множество других компаний, как внутри группы Virgin, так и за ее пределами, последуют этому примеру. Принятые меры также наглядно подтвердили то, что мы в Virgin обсуждаем уже какое-то время. А именно всю важность благополучия сотрудников. Наши увлеченные и разнообразные дебаты по поводу ответственности работодателя в этой сфере подтолкнули нас сконцентрироваться на следующем форуме нашего клуба Virgin Disruptors на проблеме: «Ваше хорошее самочувствие на рабочем месте. Чего это стоит?»
Все аспекты вопроса, как важно оценивать самочувствие сотрудников, даже за пределами компании, обобщил участник публичной дискуссии, который присоединится ко мне во время дебатов в этом месяце. Генеральный директор компании Gallup Джим Клифтон недавно подчеркнул в блоге клуба Disruptors, что несколько предпосылок будущей арабской весны, которая случилась несколько лет назад, можно обнаружить в данных исследований благополучия, которые проводились в Тунисе и Египте. Хотя в обеих странах были хорошие показатели ВВП в 2008–2010 годах, в людях вскипало недовольство. «Чуть ли не все в мире думали, что у этих стран все отлично, – написал Клифтон. – Но никто не замечал, что с благополучием все обстояло плачевно в обоих сообществах. Измерение благополучия государств, городов и организаций в ближайшие два десятилетия станет равновеликим или даже более важным экономическим показателем, чем такие традиционные, как ВВП и котировки акций компании. Просто потому, что они дают более точные прогнозы».
Итак, что следует предпринять предпринимателям и управляющим, чтобы улучшить благосостояние сотрудников их компаний? Каждая компания чем-то отличается, и ее персонал тоже, так что не хотелось бы предлагать универсальных решений. В основе лучших нововведений – уважительное отношение к людям и предоставление им большей ответственности.
Мой первый совет – будьте смелее. Не бойтесь пробовать что-то новое, просто поставьте вашу команду в известность о том, что делаете. Затем соберите отзывы у персонала. Если принятые меры не работают, ничего страшного, если вы пойдете на попятную или что-то поменяете: вы же ищете решения, которые устроят всех в компании. И хотя невозможно угодить всем и сразу, но если вы будете давать людям выбор, вместо того чтобы заставлять следовать незыблемым правилам, у ваших сотрудников возникнет ощущение открывающихся возможностей.
И помните об индивидуальном подходе к сотрудникам. Их семейные обязательства, общественная работа, различные ограничения по здоровью и другие аспекты частной жизни не стоит рассматривать как обузу. В конце концов в успешных компаниях работают разные сотрудники.
Стоит сказать, что интересно было наблюдать, как одна из наших новых компаний, Virgin Hotels, разрабатывала оздоровительную программу. Поскольку она базируется в Чикаго, городе с культурным разнообразием, им пришлось учитывать много факторов. И вот несколько шагов, которые предприняла наша команда, чтобы персонал каждого отеля был доволен своей работой: меню из полезных продуктов для сотрудников, занятия йогой в отеле, соревнования по софтболу, оплаченные уроки английского для тех, у кого это не родной язык, и твердая ориентация на психологическое благополучие.
Главное, помните, что компания – это ее сотрудники. Если они недовольны и нездоровы, тогда у вашего начинания неутешительный прогноз. Но если вы будете следить, чтобы у них были необходимая поддержка и время, это станет основой успеха для них и вашей компании в долгосрочной перспективе.