Фото Reuters
Убийцы подкрались на рассвете по африканской равнине. Они не дали своей жертве ни малейшего шанса. Пока она играла с младшим при свете восходящего солнца, они выстрелили издалека из огнестрельного оружия. Смертельно раненная, она упала на землю и начала биться в агонии. Тем не менее худшее еще было впереди.
Нападавшие подошли к ней близко. Вооружившись мачете и топорами, они безжалостно расчленили беспомощную жертву, забрав у нее то, что считали наиболее ценным. Спустя несколько часов двое ее детенышей сидели около своей мертвой обезображенной матери, лежащей в луже запекшейся крови, в надежде, что она пошевелится.
Такого рода насилие, вызванное жадностью, не редкость в некоторых уголках планеты. В этом случае жертвами становятся не люди, а африканская популяция белых носорогов. Рога этих величавых животных пользуются большим спросом во многих странах, включая Китай и Вьетнам, где они ценятся в качестве дорогих подарков или как натуральное средство от болезней, хотя исследования раз за разом показывают, что рог носорога не обладает лечебными свойствами.
Убийцы носорогов часто представляют собой хорошо подготовленные военизированные подразделения, снабженные современным оружием. Эти банды лучше оснащены, чем местная полиция и лесная охрана, и имеют превосходство в убойной силе. В итоге количество нападений на носорогов в последние годы заметно увеличилось, в одной только Западной Африке в 2014-м году оно возросло до 1,2 тыс. случаев.
Браконьерство – индустрия мирового масштаба, которая ежегодно приносит миллиарды долларов прибыли. Вымирающие виды поставлены на грань полного исчезновения, поскольку их используют в пищу или как домашних питомцев. Или из них делают украшения, мебель, кожаные изделия, препараты или косметику. Эта незаконная торговля серьезно угрожает биологическому разнообразию планеты.
Масштабы проблемы прослеживаются по резкому сокращению численности носорогов. В ЮАР в 2007 году официально зафиксировано только 13 случаев браконьерства, что вселяло слабую надежду, что проблема заморожена. Но ситуация резко ухудшилась, когда в Азии начал увеличиваться спрос в связи с ростом числа покупателей. В некоторых странах килограмм рога носорога ценится дороже слитка золота того же веса. К 2012 году число незаконно убитых носорогов выросло в ЮАР почти до 670. И за несколько последующих лет эта цифра удвоилась.
Защита и контроль в африканских национальных парках – это лишь часть решения проблемы, поскольку браконьерство и трафик добычи не знают границ. Эта прибыльная торговля привлекает криминальные синдикаты, которые сколачивают банды браконьеров. Даже несмотря на то, что имена основных торговцев известны, они действуют безнаказанно, под прикрытием коррумпированных чиновников, которым выгоден статус-кво.
Все это имеет эффект домино. Охота на самые поразительные виды живой природы до полного их исчезновения угрожает не только биологическому разнообразию планеты. Выйдя из-под контроля, она может ослабить правовую систему, подорвать жизненный уклад местных сообществ и остальных народов. Этот кризис требует принятия мер на международном уровне и многостороннего подхода.
Некоторые технологические подходы вселяют надежду. Некоторые мониторинговые программы, такие как Spatial Monitoring или Reporting Tool, могут сделать патрулирование объектов живой природы более эффективным. Наблюдение с воздуха, включая использование беспилотников, также может помочь. Но невозможно оторвать поставки от спроса. Нужна глобальная стратегия, чтобы разорвать порочный круг. Она должна включать в себя и защиту природных заповедников, и контроль за торговыми перевозками в аэропортах и морских гаванях, а также ликвидацию потребительского спроса.
Проблема может быть решена, если будут сотрудничать три группы людей. Во-первых, охранные организации, которые как никто понимают социальную и экономическую динамику торговли живой природой. Во-вторых, национальные правительства, которые могут осуществить план действий и обеспечить принятие эффективных международных мер. В-третьих, частный сектор, который может привнести изменения путем инноваций и инвестиций, а также поощрения ответственной деятельности. Все это может произойти только под давлением осведомленной общественности, которую нужно мобилизовать через средства массовой информации и другие медиаканалы.
Мы знаем, что требуется, чтобы пресечь браконьерство. Теперь мы должны собрать волю в кулак и действовать. Мы можем и должны добиться большего.