Фото Reuters
– Я погряз в рутине. У меня неплохая позиция на работе, есть возможности профессионального роста, хорошая зарплата. Проблема в том, что у меня идея для собственного бизнеса, которая не дает мне покоя ни днем, ни ночью. Но я вынужден тратить силы на работу.
Стоит ли мне уволиться и начать свое дело без какой-либо уверенности в завтрашнем дне? Меня убеждают, что не обязательно уходить с работы, чтобы стать предпринимателем. Но я-то знаю, что если я хочу реализации своей мечты, мне следует отдать этому все силы. Какой совет вы бы дали мне и другим людям, которые тоже чувствуют, что погрязли в рутине?
– Theodore Eccleston
– Мои поздравления, Теодор! Вы достигли той черты, которая отделяет истинных предпринимателей от людей, у которых просто имеются хорошие идеи. И вы сами должны принимать решение, переходить ли Рубикон. Вопрос в том, есть ли у вас необходимые ресурсы, чтобы добраться до другого берега.
Ощущение окружающего болота – хороший знак. То есть вы не просто бесцельно зарабатываете деньги. Применительно к карьере это как желудочные колики. Ваше недовольство жизнью и отсутствие цели и самореализации мотивируют вас заняться чем-то другим.
И вот несколько простых действий, которые облегчат вам принятие решения. Назовем их пятью стадиями осознания себя предпринимателем:
1. Оцените свою идею.
О’кей, у вас есть идея. И что теперь? Хороших идей для бизнеса пруд пруди, но не за все из них стоит браться.
Спросите себя: провел ли я необходимую комплексную экспертизу, чтобы продвинуть свою идею на следующий уровень? Решает ли она какие-то проблемы? Удовлетворяет ли существующие потребности? Задевает за живое? Уникальна ли ваша идея? Не было ли чего-то подобного раньше?
Запишите ваши ответы, а потом проанализируйте их со всей тщательностью, на которую вы способны. Лучшие идеи это те, которые выдерживают острую критику. Если вы не можете проделать это в одиночку, как обычно и бывает, тогда спросите мнения людей, которым доверяете.
Все еще стоите на своем? Хорошо. Тогда пойдем дальше.
2. Распланируйте будущее.
Предположим, что вы предложили потрясающий новый продукт или сервис, который удовлетворяет всем вышеизложенным критериям. Рад за вас. Теперь самое время планировать.
Спросите себя: что мне требуется, чтобы претворить эту идею в жизнь? Разработал ли я бизнес-план? Какие нужны капиталовложения? Насколько я далек от производства рабочего образца? Подыскал ли я инвесторов? Какова моя стратегия распространения?
На этой стадии вам может захотеться найти себе наставника, если у вас его еще нет, – бывалого ветерана индустрии, который способен подтолкнуть вас в верном направлении, указать на подводные камни и помочь их обойти. Я до сих пор во многом полагаюсь на советы других, хотя в бизнесе уже почти полвека. В конце концов без советов, полученных от нескольких великих наставников, Virgin могла бы так и остаться небольшим музыкальным магазином, расположенным где-то в Лондоне.
3. Взвесьте риски.
У вас есть идея, а теперь и план реализации. Теперь поговорим о вас.
Теодор, вы говорили, что ощущаете себя в болоте, настолько вас это тяготит? Спросите себя, готовы ли вы какое-то время жить на сбережения вместо того, чтобы иметь возможность платить по счетам? Что для вас важнее – сохранить существующий уровень жизни или начать все с нуля?
Дело в том, что предпринимательство связано с риском. Разрушен может быть весь жизненный уклад. Если вы содержите семью, то несете за это ответственность и должны тщательно все продумать.
Если вы, взвесив все риски, все еще громко и настойчиво говорите «да», значит вы готовы к прыжку.
4. В омут с головой.
Если вы дошли до этой стадии, следующая будет очень простой. Прыгайте в омут с головой. Переходите Рубикон и никогда не оглядывайтесь назад. Вы не пожалеете.
5. Не теряйте веры.
Ключ к успеху – непоколебимая преданность делу и сосредоточенность. Вы будете совершать ошибки при запуске продукта или сервиса, массу ошибок. Но помните о будущем вознаграждении, никогда не забывайте. Если вы перестанете верить в успех, ваше предприятие окажется под вопросом.
В моем случае, когда мы создавали Virgin Atlantic, имея лишь один самолет и минимум знаний об авиаиндустрии, мы в одиночку противостояли состоявшимся игрокам, которые были готовы стереть нас в порошок. Тем не менее мы видели огромный потенциал в том, чтобы обновить и встряхнуть индустрию авиаперевозок с помощью отличного сервиса и инноваций. Так что продолжайте в том же духе, а мы спустя три десятилетия только набрали силу. Все дело в движении.