Фото Reuters
– Мы с двумя близкими друзьями хотели бы открыть свой бизнес, и у нас множество идей. Какая атмосфера должна быть в компании, управляемой командой друзей? Должна ли соблюдаться корпоративная этика или отношениям стоит быть более неформальными?
– Guru Vignesh V., Индия
– Старт своего дела – это процесс выматывающий и требующий самоотдачи. Совместная работа с родственниками или друзьями может быть отличной идеей, поскольку эти отношения ослабляют напряжение.
Гуру, похоже, вы с друзьями в выигрышном положении. У вас взаимное уважение, куча идей и решимость их реализовать. Что ж, полагаю, это мудро и замечательно, что вы уже задумываетесь о бизнес-культуре. Тщательно спланировать такие вещи – важный шаг при запуске компании.
Мы в начале деятельности Virgin о таком и не думали. С этим нам просто повезло. Каждый, кто в курсе истории Virgin, знает, что именно корпоративная культура привела нас к успеху. Как я уже писал, наша команда непреднамеренно создала ее, сидя развалясь на пуфиках в нашем первом музыкальном магазине в Лондоне. После запуска компании с финансами было туго. В конце каждой недели мы не представляли, сможем ли заработать достаточно денег, чтобы внести аренду и выплатить зарплату, но нас это не беспокоило. Там было так хорошо, что мы продолжали работать по большей части потому, что нам нравилось тусоваться вместе. Последнее, что нас занимало, как наладить деятельность компании, что уж там говорить о корпоративной культуре.
Поскольку мы были довольны жизнью, мы воспринимали покупателей Virgin Records как часть семьи. А поскольку им нравилось, как все устроено, они приходили к нам снова и снова. Прежде чем осознали, что происходит, мы уже открыли новые магазины и увеличили продажу альбомов. Это была тяжелая работа, мы провели много бессонных ночей, волнуясь, как решить разные проблемы бизнеса, но мы держались, потому что опять же нам нравилось то, что мы делали.
С ростом Virgin наш подход «веселье всерьез» стал движущей силой всей организации. Мы использовали нашу увлеченность работой и наши идеи, чтобы перевернуть традиционный бизнес вверх дном и изменить положение вещей к лучшему, чтобы создавать лучшие банки, поезда, телекоммуникации, авиалинии. Это относится и к множеству других наших предприятий в различных сферах деятельности по всему миру.
Нас часто спрашивают, как мы умудряемся поддерживать эту культуру в более чем трех сотнях компаний, которые создала Virgin. И вот ответ. Мы следим, чтобы каждая новая компания, которая входит в семью Virgin, придерживалась этики и персонального подхода нашего бренда. Это подразумевает приверженность тому, чтобы вносить позитивные перемены в жизнь сообщества и планеты. На острие наших усилий добиться положительных сдвигов находится наш некоммерческий фонд Virgin Unite, который поддерживает компании со схожими целями. С ростом вашей компании вы также можете прийти к этому.
Разумеется, не все великие корпоративные культуры рождаются по воле случая, как это произошло с нашей. Большинство из них – результат стойкого и достойного подражания умению руководить. Отличный пример – американский лоукостер Southwest Airlines под началом Херба Келлехера.
Когда в 1960-х Херб начал разрабатывать идею компании, он осознавал, что его авиакомпании предстоит выживать в условиях жесткой конкуренции в авиаиндустрии, и она должна предложить клиентам что-то большее, чем просто более низкие цены. Со временем Southwest Airlines заработала репутацию веселой беззаботной компании и заводилы во всей индустрии. Ее приветливые экипажи часто вызывали восхищение конкурентов, и сама Southwest Airlines год за годом признавалась одним из лучших мест работы в США. Херб понимал, что легче добиться успеха, если брать на работу тех, кто считает своей обязанностью превосходное обслуживание людей. В этом случае между сотрудниками и клиентами формируются тесные связи.
Принимая во внимание подобные примеры, мой совет таким стартапам, как ваш, создавать у себя семейную, шутливую атмосферу без каких-либо барьеров. От того, будут ли ваши сотрудники довольны жизнью, зависит продолжительность успеха вашей компании.
Это потрясающе, что вы с друзьями уже предвосхищаете это. Известный консультант и автор книг в области менеджмента Питер Друкер однажды отметил, что «культура съедает стратегию на завтрак». Корпоративная культура – одна из самых недооцененных основ бизнеса. Даже если стратегия руководителя блестящая и дальновидная, все пойдет прахом, если за ней не будет стоять сильная и подкрепленная убеждениями корпоративная культура.
Удачи с вашей новой компанией, Гуру! Помните, что атмосфера веселья и открытости сделает ваш путь в бизнесе куда приятнее. И повысит ваши шансы на успех.