Фото Reuters
Когда я был маленький, мама говорила мне, что все возможности, которыми я не воспользуюсь, можно считать упущенными. Тогда я до конца не понимал смысла ее слов, но после 50 лет предпринимательской деятельности я по-настоящему осознал, что они означали. Нельзя полагаться на удачу, но, с другой стороны, фортуна благоволит смельчакам. Я уверен, что фактор везения – один из самых переоцененных и неправильно трактуемых. Компании и предприниматели, которых в широком смысле считают более удачливыми, чем других, как правило, просто готовы рисковать, экспериментировать с новыми подходами и время от времени с треском проваливаться.
Когда я смотрел по телевидению финальный раунд открытого чемпионата Великобритании по гольфу, один из лидеров соревнований выбивал свой мяч из глубокого бункера. Он бил слишком высоко, но мяч задел за флагшток и после этого невероятным образом свалился прямиком в лунку.
«Боже мой! Как повезло!» – воскликнул один из телекомментаторов. А второй, отошедший от дел американский чемпион, как сейчас помню, немедленно парировал: «Повезло? Что вы подразумеваете по словом «повезло»? Знаете ли вы, какое несметное количество часов мы проводим, отрабатывая подобные удары? Он пытался отправить мяч в лунку, и у него получилось. Позвольте мне сказать, что он долго и напряженно работал, чтобы добиться этой удачи!»
Как я уже писал в этой колонке, такую же мысль еще более красноречиво однажды высказал один из величайших гольфистов всех времен и народов Гэри Плеер. Известна его фраза: «Чем упорнее я тренируюсь, тем везучее становлюсь».
Как и этому гольфисту с открытого чемпионата Великобритании, мне тоже приписывают простое везение в бизнесе. Как бы то ни было, я тоже верю, что удачей, которая мне сопутствовала, я по большей части обязан своему упорному труду. Если ты снова и снова пытаешься, в конце концов можешь достичь успеха.
Должен признаться, что временами затрудняюсь определить, где заканчиваются случайности и начинается удача. Или как так происходит, что кто-то оказывается в нужное время в нужном месте. Но одно мне тем не менее ясно. Предприниматели, которые осторожничают из страха провала, никогда не бывают столь же удачливыми, как рисковые бизнесмены.
Совпадение ли это? Не думаю.
До сих пор подавляющее большинство людей рассматривают счастливые возможности в бизнесе как озарение. Они считают, что удача им неподвластна. Что ж, они далеки от истины. Каждый, кто предпринимает попытки чего-то достичь, может серьезно повысить свои шансы на успех, и так оно и будет. Когда речь заходит об удаче, я часто упоминаю совпадение, которое оказало огромное влияние на успех Virgin. В 70-х, к нашему удивлению и восторгу, первый выпущенный Virgin Records альбом – Tubular Bells Майка Олдфилда – стал хитом в Великобритании, но мы увязли в попытках достучаться до кого-нибудь, чтобы продвигать альбом в США. Я пытался снова и снова, но не мог убедить легендарного главу Atlantic Records Ахмета Этергана, что целиком инструментальный альбом будет продаваться в Северной Америке. У него просто не укладывалось такое в голове.
Однажды так случилось, что Ахмет прослушивал альбом у себя в кабинете. В этот момент к нему вошел кинорежиссер Уильям Фридкин, который искал музыку для своего нового фильма. Фридкин услышал Tubular Bells, ему очень понравилось, и дело было сделано. У режиссера появился саундтрек, а у нас – контракт в США с Atlantic Records. (Фильм, над которым работал Фридкин, – это, конечно же, собравший огромную кассу «Изгоняющий дьявола».)
Если хотите, называйте это везением, но я потратил уйму времени, распинаясь перед Ахметом об этой музыке. Если бы он не был достаточно заинтригован, чтобы прослушать альбом еще разок, Фридкин бы не услышал его в решающий момент. Запомните: мы можем сами стать кузнецами собственной удачи, если облегчим ей задачу – сыграть важную роль в нашей жизни. Да, везение – фактор ненадежный, но игра стоит свеч.