Фото Reuters
Если вы хотите достичь успеха в бизнесе, вы должны принимать конкуренцию с распростертыми объятиями – просто не позволяйте соперникам вытирать о вас ноги. Найдите баланс между уважением к соперникам и установкой на то, чтобы одержать над ними верх, и формула победы у вас в руках. Часто бывает, когда предприниматель излишне озабочен тем, что замышляют конкуренты. Создание своей компании – тяжелый труд, и легко убедить себя, что у соперников за забором трава зеленее, и даже зациклиться на этом до такой степени, чтобы начать заглядывать за ограду, чтобы посмотреть, как они добиваются такого эффекта. Это самоощущение служит важной цели. Исследуя конкурентов, можно точно рассчитать, как произвести продукт или предоставить услуги, которые будут превосходить то, что у них. По этой причине я иногда летаю рейсами других авиакомпаний, отличные идеи часто приходят в голову, когда замечаешь проблему, с которой сталкивается конкурент, и пытаешься найти решение. Но хотя полезно работать с оглядкой на конкурентов, концентрироваться надо на собственной команде и на собственном продукте или услуге. Компании, которые постоянно пытаются быть не хуже других, всегда остаются на шаг позади, и все это порождает застойную по сути своей культуру. И сама компания, которая упорно отказывается от инноваций, быстро перестает быть нужной клиентам. В конце концов какой смысл покупать что-то у вас, если кто-то другой уже сделал усовершенствованный аналог? Проявите амбициозность, напрягитесь ради креатива и сосредоточьтесь на подготовке нового технологического прорыва, и ваша компания станет образцом для подражания. За годы работы в Virgin мы много раз вступали в схватки с конкурентами и всегда были рады борьбе. Иногда доброжелательная оппозиция перерастала в настоящую вражду. В таких случаях главное понимать, когда нужно отстаивать свою позицию, а когда не стоит принимать все всерьез. И вот пример. Недавно я ездил в Мехико, чтобы запустить нашу новую телекоммуникационную компанию Virgin Mobile Mexico. Перед моим прибытием конкуренты запустили утку, что мы открываем там гастрономическую Virgin Tacos. Такой компании, конечно, не существует. Но вместо того, чтобы поднимать шумиху, я встретился за ланчем с несколькими ведущими блогерами Мехико (разумеется, мы ели такос!), ознакомил их с тем, что мы делаем, и объяснил, почему наш сотовый оператор может предложить потребителям нечто существенно лучшее, чем конкуренты. Я всегда приветствую прямоту, но, когда имеешь дело с конкурентами, иногда лучше взаимодействовать с ними исподволь. И отличный пример тому – запуск вирусного ролика о BLAH Airlines в этом году. На скучном сайте авиакомпании под банальным слоганом, уверяющим пассажиров, мол, «вы долетите», помимо описаний иллюминаторов и подлокотников кресел появилось еще кое-что. В прошлом месяце блеклый, безликий, скучный бренд разместил у себя на сайте шестичасовое видео о полете с BLAH Airlines, от мучительного взлета до посадки. Пользователи быстро раскусили, что за всем этим стоит Virgin America. Многие сказали, что видео с BLAH заставило их вспомнить о конкурентах и подчеркнуло, сколь разительно отличается от нее Virgin America. Имея в арсенале немного воображения и хитрости, наша команда одержала верх над конкурентами, не называя никого по имени. В самом деле, авиаиндустрия извлекает огромную пользу из конкуренции. Сражение Virgin Australia с австралийской Qantas тщательно задокументировано, так же как и длительное противостояние Virgin Atlantic и British Airways. Собственно, наши усилия сделать Virgin Atlantic ведущей авиакомпанией Британии задели British Airways за живое. После того как в 90-х они применили против нас свои грязные трюки, пичкая пассажиров мерзкими газетными историями о нас, Virgin подала на них в суд, и в конечном счете мы заключили мировое соглашение. А компенсацию, которую они нам выплатили, мы распределили среди сотрудников, что получило известность как «рождественская премия от British Airways»! Два года тому назад Вилли Уэлш, управляющий British Airways, снова разжег огонь нашего соперничества, побившись со мной об заклад, что бренд Virgin Atlantic исчезнет в течение пяти лет. И что на поверку? Тот, кто проиграл пари, получает пинок под зад от победителя. Virgin Atlantic недавно презентовал в Атланте наш новый Boeing 787 Dreamliner, и мы провели прямую трансляцию первого живого концерта в полете над Атлантикой. И я не могу удержаться от того, чтобы указать Вилли Уэлшу, что мы все крепчаем. Я посоветовал ему инвестировать в покупку новой пары штанов! Это не первое мое пари с конкурентом и не последнее. Это отличный способ поддерживать дух конкуренции, утвердиться в собственных силах и, что самое важное, попутно повеселиться. Помните, что следует принимать всерьез конкурентов – но не себя.