Фото Reuters
– Я архитектор и начинающий предприниматель. Большинство великих предпринимателей в школе сталкивались с проблемами. Почему так? Akosu Paul
– Это очень хороший вопрос. Мне его часто задают студенты, которые прикидывают, продолжать ли им учебу или открыть свое дело и окунуться с головой в бизнес. Кроме того, многие также хотят узнать, как я сумел начать собственную карьеру, будучи школьником, и как мне удалось добиться, чтобы меня принимали всерьез.
Оглядываясь назад, могу сказать, что отличники нечасто демонстрируют те качества, которые необходимы великому предпринимателю, – энергичность, любознательность и упорство. Так что не очень-то удивительно, что многие из великих предпринимателей и руководителей компаний сталкивались с трудностями при получении формального образования.
Зачастую их неудачи в классе были следствием нетерпеливости: великим хотелось поскорее вырваться на свободу и построить свой бизнес, что заставляло их бросать школу или отказываться от учебы в колледже. Все ради исполнения мечты. Например, Уолт Дисней ушел из школы в 16 лет, чтобы основать свою анимационную компанию, а великие американские магнаты XIX века – Эндрю Карнеги, Корнелиус Вандербильд и Томас Эдисон – вообще не получили систематического образования или оно было очень скромным. Некоторые предприниматели, включая Карнеги и Генри Форда, вышли из бедных семей и не могли рассчитывать на поддержку родных, чтобы получить систематическое образование. Они скорее уж создали свой бизнес, чтобы свести концы с концами, и добились успеха.
Из недавних примеров – англичане Филип Грин и Джон Кодуэлл, которые бросили среднюю школу и создали свой бизнес в юном возрасте. В сфере технологий тоже есть такие примеры. Стив Джобс из Apple, Майл Делл, основатель компании Dell Inc., и Ларри Эллсон из Oracle – все они бросили колледж, чтобы создать свои компании, а потом пожинали плоды раннего старта.
Я не был исключением. Я уже писал в предыдущих статьях, что плохо учился в школе. Я постоянно восставал против правил и администрации и любил бросать вызов устоявшимся нормам. Мое любопытство часто доставляло мне неприятности с учителями.
Однако дело было не только в моем отношении, которое было другим, у меня еще была дислексия. Когда я учился в младших классах, этот дефект еще был плохо изучен, и его часто принимали за обычную лень или неспособность учиться. В школе меня считали тормознутым, и мне действительно было трудно поспевать за остальными. Поначалу я давал выход своей юношеской энергии при помощи спорта, а после серьезной травмы взялся за свои первые бизнес-проекты, которые оказались провальными.
У предпринимателей есть одна общая черта – талант видеть вещи по-другому. Это позволяет им находить пробелы на рынках или чувствовать потребность клиентов в новых отраслях. Однако это свойство часто приводит к тому, что будущие предприниматели восстают против конформизма традиционного образования.
Впрочем, мой дефект никогда не был для меня препятствием, напротив, он дал мне большое преимущество в бизнесе, поскольку я оказался способен видеть проблемы и вызовы под другим углом зрения, что зачастую позволяет мне лучше увидеть решение. Например, я всегда ненавидел жаргон и меня всегда приводят в замешательство пространные и многословные проекты. Так что в первые годы существования Virgin я задавал простые вопросы, которые не приходили другим в голову. Со временем это стало одной из самых важных черт Virgin – умение задавать простые вопросы и находить на них ответы.
Когда я был 15-летним школьником, непоседливость и любопытство побудили меня создать журнал Student. Управление этим журналом стало для меня своего рода предпринимательским образованием – я научился создавать команду, продавать рекламу, создавать контент и выводить продукт на рынок. Я был сам себе начальником, и мне не нужно было просить разрешения, чтобы попробовать что-то новое, а если я ошибался, то мог не бояться гнева вышестоящих. В конце концов готовность попробовать что-то новое и потерпеть неудачу важна для предпринимателя, а в обычной школе это неприемлемо.
Так что во многих смыслах моя карьера и стала для меня главным учителем. За почти 50 лет существования Virgin с ее разнообразными компаниями и благотворительными фондами я смог изучить самые разные сектора: авиацию, банковское дело, СМИ, гостиничное дело, фитнес и много других. В последнее время моя карьера дала мне возможность познакомиться с такими важными вопросами, как изменение климата, урегулирование конфликтов и здравоохранение в глобальном масштабе.
В конце концов решение больших проблем, подобных этим, будет найдено не благодаря написанию школьных докладов. Их найдут те, кто отправится на место событий, будет задавать вопросы, смотреть на вещи иначе и самостоятельно находить ответы.