Фото Reuters
– Я окончил университет в Нигерии со степенью в области предпринимательства. Учеба дала мне несколько идей для бизнеса. В то же время друзья и коллеги частенько обращаются ко мне за помощью в реализации их собственных идей или за советом, насколько осуществимы их будущие начинания. Насколько мне известно, такие рекомендации обычно дают бизнес-консультанты. Так может, мне вместо того чтобы быть предпринимателем, стать консультантом? – Charles Aduloju
Я всегда вздрагиваю, когда слышу о молодых людях, которые становятся консультантами, едва получив образование, без опыта реальной работы за плечами.
В большинстве профессий подобное немыслимо. Представьте, что вы садитесь в самолет и узнаете, что пилот до этого практиковался только на симуляторе. Вам станет не по себе! Вот почему начинающие кардиохирурги проводят годы в операционных, наблюдая и ассистируя другим, прежде чем сами станут делать операции.
Тем не менее ежедневно мы доверяем судьбу тысяч компаний, больших и маленьких, людям, которые никогда не добивались успеха в бизнесе. И в довершение всего в наши дни любой может назваться консультантом. Квалификация совсем необязательна.
Прежде чем решиться стать бизнес-консультантом, ответьте на четыре вопроса, которые я задал бы консультанту, если бы он постучался ко мне в дверь в поисках клиента.
1. Вы когда-нибудь управляли бизнесом?
После 40 лет, в течение которых мы запустили сотни компаний, я знаю не понаслышке, что для руководства бизнесом нет ничего важнее практического опыта. Когда открываешь свое дело, обучение идет невероятными темпами, поскольку приходится одновременно осваивать множество видов деятельности – от снабжения до сбыта, от бухгалтерии до обслуживания клиентов. Не думаю, чтобы хоть один университетский курс мог научить предпринимателя успешно справляться сразу со всеми задачами, стоящими перед компанией.
Так что от вас как от консультанта, если вы не эксперт в какой-то узкой области, я ожидал бы огромного опыта предпринимательской деятельности. И такого рода опыт не приходит просто с пониманием, что и как работает в мире бизнеса, нужно иметь фундаментальные навыки общения с людьми. Продемонстрируйте мне, что вы знаете, как вдохновлять, мотивировать и вести за собой других, это самая важная составляющая успеха в бизнесе.
2. Знаете ли вы вкус поражения?
Провал – просто-таки неотъемлемая часть предпринимательского опыта. Мы в Virgin Group не достигли бы того, что есть сейчас, если бы множество больших и малых начинаний не пошли хуже, чем мы надеялись. Помните Virgin Brides? Или Virgin Clothes? Они вошли в анналы наших эпических поражений, но при этом помогли нам создать лучшие компании.
Причина проста. Ошибки учат большему, чем удачи. Понимание, что пошло не так, где вы просчитались и из-за каких внутренних и внешних факторов бизнес сбился с курса, – все это жизненно важные уроки. Понимание причин прежних неудач – залог будущих успехов.
3. Обладаете ли вы мужеством назвать плохую идею плохой идеей?
В случае с Virgin Brides, нашей провальной попыткой 1990-х вторгнуться в сектор свадебной одежды, мы влезли туда, где было не протолкнуться от конкурентов. И при этом мы мало что знали об этой сфере. Наши товары не смогли привлечь покупателей по той же причине, по которой это удается другим брендам Virgin.
Мы обнаружили, что, когда речь идет о свадебной одежде, традиции пересиливают фирменный стиль Virgin, решительный разрыв с традицией, так что мы, так сказать, влезли не в свою шкуру. Во многом мы плохо подготовились и позволили нашим завышенным ожиданиям взять над нами верх.
В подобной ситуации хороший консультант мог бы заранее подать сигнал тревоги. Но раскачивание лодки требует мужества, многие склонны избегать конфронтации с клиентом и не сообщать ему болезненную правду.
4. Есть ли у вас жажда нового?
Компании, рынки и сообщества постоянно эволюционируют. Когда в начале 1970-х мы создавали Virgin Records, мы жили в аналоговом сегментированном мире, продавали виниловые пластинки, которые отвечали определенным музыкальным пристрастиям.
Перемотаем теперь на 40 лет вперед, и вот мы в глобализированном мире, где все взаимосвязано. И у него крайне мало общего с тем окружением, в котором появилась на свет Virgin. Глобальные цепочки поставок, электронные продажи, появление социальных сетей и изменение демографической ситуации радикально изменили нашу манеру ведения бизнеса.
Чтобы быть успешным консультантом в этом быстро меняющемся мире, нужно уметь быстро адаптироваться к переменам, необходимы рвение, чтобы продолжать учиться всю жизнь, и готовность достигать еще больших высот в своем деле, чем когда-либо. Только представьте себе армии консультантов, которые зарабатывают на жизнь оптимизацией поисковых систем сайтов, оценкой социальных рисков или управлением отношениями партнером, и прикиньте, на что можете рассчитывать.
Так что, Чарльз, в любом случае помогайте друзьям открывать свое дело. Но прежде чем стать консультантом, проявите себя как предприниматель.