Фото Reuters
Какую роль сыграли ваши увлечения, когда вы выбирали, каким бизнесом заниматься?
– Luke Gorski
Virgin создала сотни компаний, так что у меня разносторонние интересы! Ваш вопрос, как мне кажется, скорее о том, откуда у меня драйв начинать новые предпринимательские проекты даже после 40 лет в бизнесе. В конце концов предприниматель никогда не может сидеть сложа руки. Есть ежедневные вызовы, связанные с поддержанием на плаву нового бизнеса, есть крупные проекты, которым надо отдавать приоритет, и необходимость в постоянных инновациях и улучшениях, чтобы менять свое предложение с учетом подвижек на рынке.
Часть ответа кроется в выборе стиля жизни – чтобы восстанавливать силы, я много занимаюсь спортом и провожу с друзьями и семьей так много времени, как только могу. Однако прежде всего меня поддерживает ощущение важности собственной миссии, и что странно, моя миссия невыполнима.
Я не планировал этого, когда начинал заниматься бизнесом, хотя у меня всегда было желание изменить мир к лучшему. Именно это в 60-е подвигло меня и моих друзей создать наш первый бизнес – журнал Student. Мы хотели дать молодежи возможность высказаться по таким вопросам, как война во Вьетнаме. Этот дух оптимизма и стремления добиться конкретных перемен ощущался в любом бизнесе, который мы создавали в дальнейшем. Это касается и наших самых молодых проектов вроде Virgin Galactic, которая готовится стать первой компанией, осуществляющей коммерческие полеты в космос.
Со временем, по мере того как мы все больше узнавали о бизнесе и предпринимательстве, наша миссия становилась все более четкой. Мы хотели сделать мир лучше, чтобы в нем у компаний было сильное чувство цели, которое помогает им найти баланс между их собственными потребностями и интересами людей и планеты. Как только нам удалось сформулировать нашу миссию, мы смогли поставить общую цель, которой следуют все компании Virgin: использовать наш предпринимательский дух и ресурсы, чтобы разрушить и изобрести заново каждую отрасль, в которой мы работаем, а по пути изменить то, как все занимаются бизнесом.
Эта миссия делает нас новаторами, причем в совершенно неожиданном для нас ключе. Когда мы в 1984 году создавали Virgin Atlantic, большинство наших конкурентов предлагали ужасное обслуживание, так что мы переманили их клиентов с помощью по-настоящему изумительного обслуживания, а также инноваций вроде встроенных в кресло развлекательных систем, которые давали пассажирам возможность выбора. 30 лет спустя многие улучшения, придуманные Virgin, были переняты другими компаниями, а мы тем временем искали новые способы порадовать своих клиентов.
Один из вызовов, с которыми сталкивается индустрия авиаперевозок, – ее потребность в ископаемом топливе и вытекающая отсюда проблема выбросов углерода. Многие авиакомпании сейчас предлагают своим пассажирам возможность вложить деньги в программы, которые снижают вред от выбросов, но это не решает вопрос топливной эффективности. Мы решили пойти еще дальше и заняться самим топливом. Будет ли возможно создать жизнеспособное с коммерческой точки зрения авиатопливо, получаемое из возобновляемых источников? Совместно с биотехнологической фирмой Lanza Tech мы добились невероятного прогресса в этом направлении – теперь топливо из возобновляемых источников имеет потенциал, чтобы ближайшие годы произвести революцию в авиаперевозках. Наше чувство цели помогло объединить команды, работающие над решением разных аспектов этой проблемы.
Таких историй в Virgin Group полно. Все дело в том, что если вы предприниматель, то ваше путешествие не заканчивается никогда и ваша миссия должна быть достаточно широкой, чтобы охватить другие отрасли и сектора, если это нужно для достижения изменений. Не имеет значения, что вы производите, даже если это масло или катушки для ниток, вы все равно можете изменить мир к лучшему, пока у вас есть идея и миссия, в которую вы и ваша команда верите.
Когда вы планируете создание вашего первого предпринимательского проекта, вы, возможно, не сумеете четко сформулировать вашу миссию. Вы сможете быстро внести ясность, если сформулируете свое предложение в соответствии с вашими ценностями. Например, если вы хотите продавать масло, то вам придется иметь дело с такими вопросами, как защита животных и экологичное сельское хозяйство. По мере того как ваш бизнес-план будет обретать форму и вы будете внедрять инновации, которых требуют ваши цели, у вас может появиться чувство миссии. Эти цели помогут вам внедрить правильный тип организационной культуры – гарантировать, что ваша команда никогда не сочтет путешествие законченным и будет быстро переключаться на следующие вызовы.
По мере расширения вашего бизнеса вы поймете, что каким бы успешным ни был очередной квартал, вы сможете добиться большего в следующем. Не унывайте, рассматривайте это как возможность – еще один шанс сделать что-то хорошее для мира.