Фото Reuters
– Почему так сложно убедить деловой мир и правительство сотрудничать с компаниями, которые хотят оказывать услуги местному сообществу для изменения его жизни к лучшему? Как только я говорю, что наша основная цель не прибыль, они теряют всякий интерес. Как справиться с этой проблемой?
– Rod McBride, Йоханнесбург
– Бизнес всегда был жестоким миром, где значение имела только прибыль, но положение вещей стремительно меняется. Людям стало проще разобраться, какие компании гонятся за прибылью любой ценой, а какие поступают ответственно, и исходя из этого сделать свой покупательский выбор. Это означает, что бизнес-модели, подобные твоей, Род, имеют больше шансов на выживание в долгосрочной перспективе.
Технологии становятся движущей силой этих перемен, и проведенные недавно исследования выявили преимущества этой стратегии. В прошлом году я прочитал о результатах исследования, проведенного с помощью теории игр, которые показали, что эгоистичное поведение отнюдь не повышает вероятность выживания в долгосрочной перспективе. Исследователи из университета штата Мичиган Кристоф Адами и Аренд Хинтце выяснили, что коммуникация и кооперация – куда лучшие стратегии. Адами рассказал Би-би-си: «Подлость может дать вам преимущество в краткосрочной перспективе, но точно не в долгосрочной – вы просто вымрете». И хотя он говорил о выживании с точки зрения эволюции, его совет может быть полезен также и предпринимателям, и менеджерам.
Рассказывая кому-то о своей бизнес-идее, хорошо бы начать со сравнения своей модели с ей подобными, которыми руководствуются успешные компании, посвятившие себя деятельности во благо местных сообществ. Ищите конкретные примеры историй успеха, которые отражают ваш замысел. Возьмите такие компании, как TOMS или Ben & Jerry's. Убедившись, что ваша бизнес-модель производит впечатление, подчеркните, в чем уникальность вашего предложения. Почему ваш продукт или услуга лучше других и понравятся покупателям. И благодаря этому вы получите преимущество перед конкурентами. Практически каждый предпочтет продукт или услугу добросовестной компании аналогу, произведенному менее щепетильными конкурентами, если их качество соответствует или превосходит принятые в этой отрасли стандарты.
Если вы замечаете, что слушатели теряют интерес, как только обнаруживается, что вы наряду с получением прибыли хотите сделать лучше жизнь людей и помочь нашей планете, то, вероятно, они зациклены на краткосрочной выгоде, не беря в расчет долгосрочные последствия их выбора. Осознав это, вам надо браться за дело с открытым забралом.
Столкнувшись с этим препятствием, остановитесь и слушайте. Задавайте потенциальным партнерам вопросы о том, с какими трудностями им приходится сталкиваться, пока не разберетесь в ситуации и не поймете, что можете сделать вы. Затем, если вы и вправду предлагаете эффективную стратегию, которая принесет выгоду их бизнесу или будет соответствовать целям работы их министерства в долгосрочной перспективе, постарайтесь донести ее так, чтобы вас поняли.
Мы в Virgin сталкиваемся со схожими проблемами. Мы поддерживаем Carbon War Room («Углеродный оперативный штаб». – «НГ») – некоммерческую организацию, которая занимается поиском рыночных решений проблемы глобального потепления. Но простого утверждения, что выбросы газов создают парниковый эффект, недостаточно. Чтобы убедить крупный бизнес, например, в области морских перевозок, принять новые правила работы, мы должны подкрепить свои слова исчерпывающей программой действий, демонстрирующей, что сокращение выбросов парниковых газов может быть невероятно прибыльным, если компании готовы к сотрудничеству ради перемен к лучшему во всей индустрии.
Если ваша речь не встретила одобрения, возьмите себя в руки и продолжайте действовать. Попробуйте иной подход, поищите других инвесторов или предложите другой план. Не тратьте время на переживания по поводу организаций, которые не приветствует и не приемлют перемен. Они долго не протянут. Просто продолжайте искать людей, которые захотят послушать, что вы предлагаете, и которые искренне заботятся о чем-то, кроме себя. Они станут надежными инвесторами и партнерами на годы вперед.
Когда вы запустите свой стартап, не рассчитывайте, что ваши конкуренты будут играть честно. Мы в Virgin за долгие годы неоднократно проверили это на собственной шкуре, причем во всех секторах рынка, от турбизнеса до производства напитков. Придерживайтесь вашей стратегии и ваших взглядов, так вы отвоюете у них клиентов. И продолжайте прислушиваться ко всем, включая ваших оппонентов. Если делать это как следует, возможно, все кончится тем, что вы будете вместе работать.
В бизнесе, как и в природе, компании, которые хотят выжить, не занимаются бездумным получением прибыли в ущерб людям и планете. Им хватает ума понять, что забота и сотрудничество – ключи к успеху. Ваша стратегия уже дает вам преимущество перед конкурентами, вам лишь нужно хранить ей верность.