Фото Reuters
Практически в каждой солидной компании есть сотрудники, которые так давно в строю и уже так мастерски справляются со своими обязанностями, что невозможно себе представить работу компании без их участия. Они знают каждого клиента, или они доки в своем деле, или, когда возникает проблема, которую никто не может решить, только они вспомнят один способ, который однажды, давным-давно, сработал, и повторят этот трюк. Вот почему хоть некоторые и вполне удовлетворены своим положением и не ждут продвижения, но во многом именно они ключевые игроки, «звезды» компании. Их глубокие познания бесценны и чаще всего незаменимы.
Часто именно благодаря накопленному ими опыту компании удается найти новое применение прежним отличным идеям. Иногда наиболее опытные сотрудники предлагают оглянуться назад, вместо того чтобы искать что-то новое, но это может принести большую пользу. Множество на первый взгляд новых идей – не что иное, как переосмысленные старые.
Когда Virgin открывала в 1970-х первый музыкальный магазин, мы попытались создать для покупателей – в большинстве своем подростков – тусовочную атмосферу с бесплатным кофе, подушками и пуфиками. Мы надеялись, что они расслабятся, начнут болтать о музыке, и благодаря этому им захочется купить одну-две пластинки. Эта концепция была почти революционной для своего времени, и наши более крупные конкуренты списали нас со счетов, считая сборищем сумасбродных сопляков, которые ничего не смыслят в бизнесе. Полагаю, что именно мы-то и были нужны, чтобы понять, что движет нашими ровесниками, поскольку за следующие несколько десятилетий Virgin Megastore стала одной из крупнейших мировых розничных сетей по продаже музыки.
Та же идея стала определяющей и в 80-х, когда мы создали Virgin Atlantic. Возможно, мы наломали дров, когда разрабатывали комнаты отдыха для пассажиров бизнес-класса – с бесплатной едой и напитками и разнообразными услугами, включая стрижку, но джакузи и массаж стали главной приманкой для клиентов в наших клубных лаунжах. Идея была в основе своей та же. И хотя конкуренты предрекали нам, что ненужные расходы только ускорят наш крах, спустя 30 лет наши комнаты отдыха по-прежнему завоевывают призы, а конкуренты все пытаются наверстать упущенное.
Эта идея успела практически врасти в ДНК нашей компании к тому времени, как в 2012 году мы хотели изменить чопорный облик филиалов банка, так что мы приспособили для них сайт банка и мобильные приложения. Однако нововведением, которое поразило воображение клиентов, было открытие комнат отдыха Virgin Money. И произошло это благодаря глубоким познаниям наиболее опытных членов нашей команды.
Расположенные в отдельных зданиях, эти комнаты отдыха были результатом концепции, которая сработала с подростками, приходившими покупать пластинки, и деловыми людьми, летающими по работе. На этот раз мы создаем пространство для банковских клиентов, которым нужна тихая гавань в центре города. Хотят ли они расслабиться с чашкой кофе, отправить электронное письмо, позвонить домой или поменять подгузник ребенку, обладатели счета Virgin Money смогут это сделать. Это не только отличает нас от других банков, но и приносит новых клиентов – филиалы с комнатами отдыха отмечают резкий рост количества новых вкладчиков.
Разумеется, основатель компании обладает знаниями, которые могут принести пользу. Я это понял, когда узнал, что маркетинговая команда Virgin Galactic готовится объявить о стратегическом партнерстве с LandRover. Согласно пресс-релизу, автомобили этой марки станут основным средством передвижения астронавтов на нашем космодроме SpaceportAmerica в штате Нью-Мексико.
Никто, кроме меня, похоже, не помнит, что в конце 80-х пассажиры Virgin Atlantic доставлялись в аэропорт на автомобилях RangeRover: это была прекрасная реклама для революционного по тем временам класса авто. Или вот – в 1987 году RangeRover был официальным автомобилем в США для моего первого крупного перелета на воздушном шаре, когда Пер Линдстранд и я пересекли Атлантический океан и (вопреки нашему желанию) плюхнулись в Ирландское море. Наша команда в штате Мэн передвигалась только на машинах этой марки.
Как основатель компании вы находитесь в уникальном положении: вы знаете свой бизнес лучше кого бы то ни было, кроме разве что людей, присоединившихся к команде в самом начале и преодолевших вместе с вами все препятствия. Так что не важно, что произойдет в последующие годы, постарайтесь оставаться в контакте с теми, кто был с рядом с самого начала, и позаботьтесь, чтобы этих людей не недооценивали. Они должны знать, что ими дорожат.
Как гласит старинная французская поговорка, «чем больше вещи меняются, тем больше они остаются такими же». К моменту, когда вашему стартапу исполнится два года, вы и ваша команда успеете решить бесчисленное множество проблем. Представьте, какое огромное значение этот опыт будет иметь для вашей компании, когда ей стукнет 20 лет. Если вы будете хорошо обращаться со своими сотрудниками, то у вас, возможно, тоже появится шанс попытаться дотянуться до небес.