Фото Reuter
– Я из Пакистана, где венчурные инвестиционные фонды не являются общедоступными. Как в наших условиях обеспечить приток наличности на ранних стадиях существования стартапа, чтобы заплатить жалование сотрудникам? Какие три основные составляющие необходимы предпринимателю, чтобы превратить свой стартап в устойчивый бизнес?
– Ibraheem Ahmad
Насмотревшись в последние несколько лет на стартапы в области высоких технологий, чьи контрольные пакеты молниеносно взлетели до миллиардов долларов, некоторые предприниматели могут впасть в заблуждение, что создание своего бизнеса – это спринт с мощным рывком и близким финалом. В реальности это изматывающий марафон, в котором выживают единицы. Согласно исследованиям Bloomberg, 8 из 10 компаний прогорают в первые полтора года после открытия.
Нет какого-то непреложного правила, следование которому отличало бы 2 выжившие компании из 10 от тех, что пошли ко дну. Чем бы вы ни занимались, в любой момент может неожиданно возникнуть угроза для вашего бизнеса. Как бы то ни было, один из лучших способов обезопасить свое начинание – принимать решения в расчете на долгосрочную перспективу. Вот несколько советов по нескольким направлениям, где ваши решения могут изменить ситуацию к лучшему на годы вперед.
1. Тщательно подбирайте клиентов
Когда вы запускаете свой стартап, вас может прельстить перспектива – в надежде привлечь клиентов – набрать заказов или заключить сделки, выполнение которых вы не можете обеспечить. Этот путь почти всегда ошибочен. Если ваша компания развивается слишком стремительно, скорее всего все закончится снижением качества продукта или сервиса и вы разочаруете тех самых клиентов. И если вам не повезет, то прогорит все предприятие.
В первые сумасшедшие дни запуска своего бизнеса может быть непросто найти время для размышлений. Но вам следует тщательно изучить любое предложение, держа в голове всю картину целиком, прежде чем заключать сделку. Иногда лучше упустить заказ. Возможно, вы немного потеряете, но лучше сосредоточиться на достижении устойчивого роста, чем гнаться за немедленной выгодой. Именно так мы в течение 40 лет выстраивали Virgin Group.
Главное, что губит стартапы, это проблемы с оборотными средствами. Так что, рассматривая сделку, позаботьтесь о платежах. Обычное дело, когда малый бизнес сталкивается с запоздалыми выплатами от крупных корпораций. Так что проясните денежные вопросы перед подписанием любого соглашения. Не бойтесь попросить о частичной предоплате, если это жизненно необходимо для вашей компании.
Начиная поставки продукта или оказание услуги, незамедлительно отправляйте накладные, как и было условлено, а после пристально следите за поступлением платежей.
2. С умом выбирайте сотрудников
Вместо того чтобы нанимать персонал, когда вы не можете себе этого позволить, начните с малого. Одно из моих первых предприятий, журнал Student magazine, я начал из телефонной будки, имея за душой хорошую идею и 300 фунтов. Все делать самому может быть затруднительно, но это поможет быстрее обнаружить сильные и слабые стороны вашего плана.
Если у вас есть средства для привлечения персонала, убедитесь, что сотрудники понимают и разделяют цели вашей компании. Это мотивирует их делать больше положенного для достижения успеха. (О том, как нанимать персонал, я подробнее писал в других колонках, чтобы узнать больше, пожалуйста, прочтите.)
3. Найдите наставника
Когда мы запускали VirginAtlantic, моим наставником был великий Фредди Лейкер, основатель LakerAirways. BritishAirways выдавила его компанию с рынка задолго до нашего прихода, и его советы оказались бесценными. Они помогли мне создать успешную авиалинию, к ужасу BritishAirways.
Он был лучшим из возможных наставников, поскольку у него был бизнес в том же секторе рынка, так что он мог предостеречь меня от ошибки. И всегда напоминал мне, что если ты даже совершил ошибку, еще не все потеряно. Важно, какой урок ты вынес из случившегося с тобой.
Если у вас возникли трудности с поиском наставника, вам помогут такие интернет-ресурсы, как Eventbrite. Там происходят неформальные встречи предпринимателей и другие собрания, где вы скорее всего найдете потенциальных наставников. Часто удивляет, насколько предприниматели готовы прийти на помощь друг другу. Где бы вы ни находились, в Пакистане или лондонском районе Пекхам, в американском Портленде или в Перу, все мы части одного предпринимательского сообщества.
Так что удачи в вашем начинании, Ибрагим! В какой бы сфере деятельности вы ни открыли свое дело, не упустите возможность привлечь потенциальных покупателей онлайн, поскольку в Пакистане масса пользователей мобильной связи. Дерзайте!