Фото Reuters
На протяжении лет мне много раз приходилось слышать: «У тебя потрясающий подход, ты полон энергии и отлично соображаешь. Тебе стоит стать предпринимателем». Но как? Я ограничен в денежных средствах и ресурсах. Все перспективные направления уже кем-то освоены или разрабатываются сейчас. Непонимание того, как придумать что-то новое или усовершенствовать, подрывает мою веру в свои силы. Так что же мне делать? – Daniel Armstrong
Вопрос «Как быть?» в тот или иной момент задает себе каждый предприниматель. Но если вы подойдете к проблеме непредвзято и с настроем «все по плечу», этот вопрос может стать отправной точкой вашей карьеры.
Итак, начнем. Возьмите ручку, бумагу (всегда имейте под рукой блокнот, никогда не знаешь, в какой момент тебя посетит очередная грандиозная идея, а если ее тут же не записать, она может быть потеряна безвозвратно) и ответьте на два вопроса:
ВОПРОС № 1: что вы любите?
Составьте список вещей, которые вас увлекают или интересуют. Не важно, если они кажутся тривиальными или непродуманными – что-то из этого перечня может породить отличную идею для бизнеса.
Присмотритесь к своему списку и задумайтесь о том, о каких сферах деятельности и секторах рынка там идет речь. Вспомните работающие в этих индустриях компании, чья продукция и услуги вам импонируют. У большинства устоявшихся компаний есть свои недостатки: их клиенты только и ждут появления лучшей альтернативы. Будь то местная компания, раскрученный интернет-бренд или транснациональная компания – как только они останавливаются в своем инновационном развитии, у вас появляется шанс перехватить инициативу. Секторы экономики, где компании почивают на лаврах и перестали ставить клиентов на первое место, обречены на распад.
Также задумайтесь о создании смежного предприятия. В таких кластерах, как Силиконовая долина, каждый успешный стартап порождает создание других компаний, которые усовершенствуют исходную идею. Такая потрясающая разработка, как Twitter, может привести к появлению дюжин качественных продуктов, например мобильное видеоприложение Vine и профессиональный веб-клиент Hootsuite.
Так что, вместо того чтобы унывать, обнаружив, что кто-то уже реализует идею, схожую с вашей, с радостью примите конкурентный вызов. Выберите характерные примеры процветающих предприятий и попытайтесь понять, почему дела у них идут столь превосходно. Важно также присмотреться к сферам деятельности, где компании справляются не столь блестяще, и разработать план, как вашему стартапу улучшить положение вещей.
Свяжитесь с основателями различных компаний и задайте им массу вопросов. Вы удивитесь, какое количество успешных предпринимателей готовы дать совет и стать вашими наставниками – все они когда-то управляли стартапами!
ВОПРОС № 2: что вы ненавидите?
Далее подумайте о вещах, которые вас раздражают, смущают и даже злят. Если бы вы управляли всем миром, что бы вы изменили? И опять же, не подвергайте ваши мысли цензуре, просто записывайте!
Особо поразмыслите о случаях, когда вы испытали разочарование. Если я вижу что-то неоправданное, например низкопробный сервис на борту, я начинаю размышлять, как можно улучшить положение дел. Большинство начинаний в рамках Virgin Group возникли вследствие нашего раздражения по поводу того, что другие компании что-то делают не так.
В качестве клиента вы время от времени испытывали разочарование, если компании не выполняют своих обещаний. И теперь в качестве предпринимателя вы способны создать компанию, которая решит часть этих проблем. Ее деятельность сделает жизнь людей лучше, и вы скорее всего с энтузиазмом отнесетесь к достижению такой цели.
СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ
Теперь взгляните на свои списки. Если ничего не приходит на ум немедленно, уделите часть дня лежанию в гамаке и размышлениям о том, что предпринять по каждому из этих пунктов и как сделать мир чуточку лучше.
Дальше самое время протестировать ваши идеи. Наберитесь мужества и примите как данность, что вы сильно рискуете. Даже самые тщательно проработанные планы не всегда приводят к успеху, так что часто лучше всего предложить потенциальным клиентам попробовать ваш продукт или сервис.
Находясь на стадии тестирования и планирования, снова обратитесь к тем людям, которые сподвигли вас быть предпринимателем, и спросите, в чем конкретно они видят ваши сильные стороны. Расскажите им о своих идеях и спросите начистоту, что они думают. Соберите отклики по поводу ваших следующих шагов. Я тоже так поступаю. Я всегда обсуждаю новую идею для бизнеса с друзьями и семьей, прежде чем отнести их к юрисконсультам и экспертам по инвестициям.
И наконец, не бойтесь обратиться к близким людям за поддержкой. Вам она понадобится, и они с радостью вас подбодрят. Я уверен, что уже в скором времени вы сможете стать предпринимателем. Удачи!