Фото Reuters
– Как мне избежать бюрократизма при организации структуры компании?
– Cuthbert Tembo, Хараре, Зимбабве
Стартапы сейчас пытаются изменить существующий порядок вещей практически во всех сферах деятельности – от медицинских услуг до финансовых сервисов. Одно из главных препятствий на пути к их успеху – это как раз бюрократическая волокита. Правила, нормы и требования соответствия могут быстро покончить с мечтами предпринимателя о создании чего-то действительно особенного.
Несмотря на то что с бюрократией трудно что-то поделать, разве что найти креативные способы пробраться сквозь ее дебри или как-то их обойти, вы по крайней мере можете проследить, чтобы канцелярщина не расплодилась внутри вашей компании по мере ее роста. Часто чем больше бизнес разрастается, тем меньше ответственности и свободы действий остается у сотрудников, их вытесняют иерархия и бюрократизм. И если пустить все на самотек, они могут разрушить компанию.
Секрет победы над обоими типами бюрократии в том, чтобы сохранить в компании дух любознательности. Продолжайте интересоваться, как люди ведут свой бизнес. Новаторские решения – часть корпоративной культуры стартапов, определяющие стиль их работы, так что положитесь на инновации. Мы в Virgin гордимся тем, что используем их на протяжении прошедших четырех десятилетий.
Я часто говорил о том, что основателю компании следует доверить другим ежедневную рутину, чтобы иметь возможность сосредоточиться на планировании будущего компании. Это у вас возник первоначальный замысел компании, так что именно вы должны взять на себя миссию решения основополагающих вопросов. Например, «Можем ли мы работать лучше?» и «Как усовершенствовать наш продукт?». Вот что вам следует знать, чтобы дальше продвигать вашу идею.
Делегирование полномочий также поможет вам подать личный пример, поскольку оно позволяет избежать ненужной бюрократии и бумажной работы. Наймите подходящих людей и передоверьте все им. Только не контролируйте каждый шаг, дайте им освоиться без нудных согласований. Это развяжет вам руки и послужит хорошей управленческой стратегией. В большинстве случаев люди достигают процветания, когда им дана свобода действий, необходимая для качественного выполнения работы. Когда у ваших менеджеров есть полномочия креативно решать возникающие проблемы, вы можете заняться устранением внешних бюрократических препон.
Один из предпринимателей, борющихся сейчас против неправильного законодательного регулирования бизнеса, – основатель компании Tesla Илон Маск. Он добивается от ряда американских штатов возможности напрямую продавать свои электрокары людям, минуя автодилеров. Во многих штатах действует прецедентное право, требующее от производителей транспортных средств продавать их только через дилеров с лицензией, чтобы защитить их посреднический бизнес. Однако Илон и его команда пришли к убеждению, что привлечение автодилеров – не во благо электрокарам, поскольку те предпочитают автомобили с двигателем внутреннего сгорания, в которых нужно менять масло, доводить до ума и осуществлять другой текущий ремонт, что также является для них источником дохода.
Последним полем сражения стал штат Нью-Джерси. Там недавние судебные решения лишили компанию Tesla возможности напрямую продавать свои новаторские автомобили людям. Маск в своем блоге обратился с посланием к жителям Нью-Джерси. Он обвинил лобби автодилеров в сговоре с губернатором штата Крисом Кристи. Он написал, что они в обход законодательных процедур приняли норму, которая противоречит букве закона. Маск убеждал жителей Нью-Джерси в связи с этим связаться с их представителями в местном парламенте. Его команда опробовала разные тактики в разных штатах – от предоставления политикам возможности провести тест-драйв электрокаров до продажи машин через Интернет.
Маск смог преодолеть все бюрократические и нормативные препоны, оказавшиеся у него на пути, благодаря качеству его продукта. Он незаменим. Если ваша идея приносит пользу потребителю и вы проведете необходимую работу с регулирующими органами, в итоге победа будет за вами.
Еще одна компания, которая преуспела в борьбе с действующими нормами, – это Airbnb. Она помогает путешественникам арендовать крышу над головой у местных жителей. Традиционные гостиницы ставили Airbnb палки в колеса на каждом этапе развития компании. Чтобы противостоять критике, Airbnb изо всех сил старается платить гостиничные сборы в США и соблюдать законодательства каждого из штатов. Так, в Нью-Йорке компания запросила разрешение собрать 21 млн долл. необходимых налогов. Подобная тактика – знак успеха для компании, которая делает путешествия для людей более доступными.
Когда новый продукт или услуга переворачивают отрасль с ног на голову, регуляторы вынуждены приспосабливаться. Если вы стали этаким «нарушителем спокойствия», важно твердо стоять на своем. Играйте честно, но будьте готовы к тому, что другие станут играть грязно, и не опускайтесь до их уровня.