Фото Reuters
– Virgin Group объединяет множество разных компаний. Существует ли единая концепция развития для всех или у каждой компании свои представления об этом? Меня интересует этот вопрос, поскольку у меня тоже только одна бизнес-концепция, по которой работает множество разноплановых компаний.
– Donald Lynn Coates, Батон-Руж, Луизиана
Когда Virgin начала расширяться и от музыкального бизнеса переходить к работе в других сферах деятельности, эксперты и конкуренты категорически отговаривали нас от таких шагов, убеждая, что мы неизбежно прогорим. И дело было не только в недостатке квалификации, они указывали на то, что смена деятельности противоречит общей миссии Virgin. С тех пор, по последним прикидкам, мы создали более 400 компаний, и успех нашей группы доказывает, что бизнес-концепция не должна быть прокрустовым ложем, сдерживающим творческий потенциал вашей команды.
Вашей компании действительно нужна единая концепция, но подкрепленная целевыми стратегиями для каждой дочерней структуры. Это вещи не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга, просто одно не должно заменять другое.
Начало своего дела – это всегда авантюра, и не у всех предпринимателей все происходит одинаково. Если вы столкнулись с трудностями, мешающими вашему бизнесу идти вперед, может оказаться, что пора пересмотреть концепцию развития вашей компании.
Свой первый бизнес, журнал Student, я открыл в 60-х, чтобы дать молодым людям возможность высказаться по ключевым проблемам современности. Главной темой была война во Вьетнаме, и, будучи 16-летним, я хотел создать для борьбы против нее серьезную политическую трибуну. Журнал породил бизнес по рассылке пластинок по почте, который, в свою очередь, привел нас к созданию сети музыкальных магазинов, студии звукозаписи, затем звукозаписывающей компании – и, собственно, рождению бренда Virgin.
Оглядываясь назад, мы видим, что наши цели со временем менялись и становились более амбициозными. Но сохранялось главное и общее для всех компаний: все они были созданы, чтобы сделать жизнь людей лучше. Наша стратегия выражалась в том, что мы предлагали более выгодные цены, отличное обслуживание, улучшали качество продукта или поднимали шумиху вокруг важных проблем, но все наши компании связаны общей задачей. Как большинство предпринимателей, я учился управлять компанией по ходу ее развития. И этот принцип помог мне сформировать единую концепцию нашей группы.
Это имело фундаментальное значение для нашего успеха. Почти 50 лет спустя мы сохраняем верность нашей миссии по улучшению общества, хотя мы работаем в таких областях, как авиаперевозки, мобильная связь, банковское дело и космический туризм, в десятках разных стран. Мы создали некоммерческий фонд Virgin Unite, который занимается такими вопросами, как изменение климата, защита природы, урегулирование конфликтов, а также поддержка предпринимательства.
Когда вы закрепитесь на рынке и возглавите группу компаний, вы должны воздерживаться от мелочного контроля за их деятельностью. В противном случае вы задушите инициативу своих менеджеров и не дадите им создать по-настоящему дифференцированный бизнес, в рамках которого у каждой компании есть собственное видение целей и уникальное понимание миссии.
Вместо этого вы должны научиться делегировать полномочия, поскольку все равно не сможете лично заниматься решением всех проблем каждой конкретной компании. Я всегда делегировал контроль за текущей деятельностью соответствующим командам менеджеров. Это давало мне возможность заниматься более масштабными вопросами, а менеджеры следили за тем, чтобы мы обеспечивали клиентам качество, инновации и отличный сервис.
Как понять, что вы достигли правильного соотношения? Ваши компании будут функционировать схожим образом. Объединяющим фактором для компаний группы Virgin являются чувство юмора и легкость, которую привносим в наше дело, а это создает приятную атмосферу для клиентов. Это результат нашего стремления встряхнуть рынки и делать вещи по-новому. Неважно, с кем вы имеете дело – Virgin Atlantic, Virgin Money, Virgin Active или Virgin Mobile, вы почувствуете разницу – мы не относимся к себе чересчур серьезно. Ведь это совсем не весело!
Каким бы ни было ваше видение собственной компании, помните, что оно должно быть ясным и иметь четкую цель, и тогда вы будете двигаться к этой цели.