Фото Reuters
Великий южноафриканский гольфист Гэри Плеер как-то заметил: «Чем упорнее я тренируюсь, тем удачливее становлюсь». И хотя, сколько бы я ни играл в гольф, лучше не становится, я обнаружил, что это наблюдение применимо и к сфере бизнеса.
Рассказывая о стартапах, которые выжили и процветают, труднее всего объяснить такой фактор, как удача. Многие, похоже, считают, что преуспевание компании зависит от высших сил, неподвластных предпринимателю. В общем, что-то сродни разряду молнии. Но на самом деле каждый, кто приложит усилия, может приумножить свое везение.
Это может показаться невероятным, но тут работает почти тот же принцип, который повышает вероятность удара молнии в конкретное место. Представьте, что во время грозы вы стоите в чистом поле с металлической палкой в руках – клюшка для гольфа прекрасно подойдет. Так что если кто-то вам говорит, что ему повезло потому, что он оказался в нужном месте в нужное время, скорее всего он понял, где это место находится, и позаботился о том, чтобы там оказаться.
Компании, которые признаны удачливее конкурентов, обычно управляются командой, которая не боится рисковать. Они спокойно принимают последствия поражений и, несмотря ни на что, продолжают идти выбранным курсом. С другой стороны, предприниматели и руководители компаний, которые осторожничают, редко выходят на рынок с новым продуктом именно в тот момент, когда он нужен покупателям. Кроме того, у них не случаются счастливые встречи с нужным инвестором.
Неспециалисту может казаться, что у Virgin на протяжении многих лет, как ни у кого, много удачных находок. Но за каждым таким прорывом стоит напряженная работа. Мы рисковали и следили, чтобы оказаться в нужном месте, куда ударит разряд удачи. Одной из таких счастливых не совсем случайностей стал выход альбома Майка Олдфилда Tubular Bells, что стало для Virgin Records дебютом на этом поприще. Мы страшно рисковали, выпуская целиком инструментальный альбом, но – к всеобщему удивлению – он стал № 1 в Европе.
Несмотря на популярность альбома, американские компании не были заинтересованы в его выпуске. Одним из тех, кого я пытался убедить, был глава Atlantic Records Ахмет Эртеган. Несмотря на все мои звонки и письма, он просто не понимал, что в нем особенного. Затем, в один прекрасный день, Эртеган все же решил послушать Tubular Bells у себя в офисе, наверное, все же решил выяснить, из-за чего такая шумиха. И в этот момент к нему зашел режиссер Уильям Фридкин, который подбирал саундтрэки для фильма. Фридкину очень понравилось услышанное, так что в итоге у него появился саундтрэк, а у нас – контракт. Фильм назывался «Экзорцист», и он стал самой кассовой лентой своего времени, принеся Tubular Bells мировую славу.
Некоторые называют это простым везением, но я потратил уйму времени, обдумывая, как обратить внимание Эртегана на наш альбом, в надежде, что он изменит свое мнение. Если бы он не был заинтригован и не решил послушать его еще разок, его бы просто не услышали в нужный момент. В итоге TubularBells вышел тиражом 20 миллионов экземпляров.
В 90-е, когда мы создавали Virgin Atlantic, наша авиакомпания была куда скромнее размером British Airways и British Caledonian. А в нулевых, когда мы запускали Virgin Blue, на австралийском рынке доминировали Qantas и Ansett. В обоих случаях здравый смысл подсказывал, что у нас мало шансов выжить. Тем не менее через несколько лет после нашего появления на сцене соотношение сил на рынке радикально изменилось. British Airways поглотила British Caledonian, а Ansett – после последней отчаянной попытки нас купить – обанкротилась. Можно ли сказать, что нам просто повезло и мы оказались на рынке в нужный момент? Или что наше присутствие столкнуло две крупные авиакомпании в пропасть? Я искренне верю, что мы сами стали творцами своей удачи.
Вот почему успешные предприниматели зачастую столь упорны в реализации своих планов. Если бы мы потерпели фиаско, никто бы не сказал, что нам не повезло, вместо этого нас бы в первую очередь обвинили в том, что мы допустили ошибку, решив выйти на тот или иной рынок.
Везение, совпадение, счастливый случай (называйте как хотите) – все это требует огромной работы, тщательного продумывания каждого шага и подлинной смелости. Римский философ Сенека говаривал: «Удача – это когда подготовка встречается с возможностью». Все так и есть! Если вы предприниматель, то что вы сделали, чтобы стать кузнецом собственной удачи?