Фото Reuters
– Я учусь в старших классах школы в Сиднее и вот уже больше года продаю через eBay кольца для ключей и другие предметы коллекционирования. Мне нравится заниматься бизнесом, я хотел бы продолжить в будущем и создать свою компанию. Продавать еще одежду и пр. Но мне не дают развернуться большой объем домашних заданий в школе и отсутствие капитала. Что, по-вашему, мне стоит предпринять?
– Felix Yim, Австралия
Феликс, я восхищаюсь вашей предпринимательской увлеченностью и стремлением развивать свой бизнес. Запуск подобного стартапа – при небольшом финансовом риске – позволит вам многому научиться в бизнесе.
Так что вы сделали удачный выбор. Вам не нужно растить или производить продукцию, а вместо офиса у вас – комната в собственном доме. Через eBay вы можете предлагать свой товар где угодно по всему миру, моментально находя покупателей и не тратясь на изучение рынка. Это огромный плюс для любого бизнеса, особенно если им управляет молодой человек без особых финансовых возможностей.
Раз вы подумываете о расширении, значит, дела у вас идут хорошо, что возвращает нас к вопросу о ваших домашних заданиях. Я бросил школу в 16 лет, чтобы выпускать свой журнал Student. Я чувствовал, что не смогу хорошо делать и то, и другое. Кроме того, из-за моего заболевания – дислексии – я плохо справлялся со школьными заданиями, и мне хотелось сосредоточиться на чем-то, что у меня хорошо получается. С другой стороны, многие успешные предприниматели окончили школу и даже получили университетские степени.
Обсуждая с семьей возможные варианты, помните, что изучение азов управления бизнесом поможет вам на протяжении всей карьеры. Я был примерно в вашем возрасте, когда взялся с друзьями за два начинания. Мы выращивали на продажу рождественские елки и разводили волнистых попугайчиков. Оба предприятия прогорели. Мы не осознавали, что саженцы нужно оберегать от кроликов, которые просто съели наш маленький лес, и не ожидали, что содержание большого количества птиц окажется настолько трудоемким и шумным занятием. Это научило меня просчитывать возможные риски и следить, чтобы было достаточно ресурсов и рабочей силы для продолжения работы компании. Эти уроки мне помогли во всей дальнейшей деятельности.
Какой бы баланс между школой и бизнесом вы ни выбрали, вот несколько базовых шагов, которые помогут вам раскрутить свое предприятие.
1. Азы привлечения капитала
Вы указали, что нуждаетесь в средствах, чтобы приобрести больше вещей на продажу. Молодым людям трудно получить кредит, но можно пойти другим путем.
Когда я только начинал, то я зарабатывал деньги на покупку саженцев и птичек. Разносил газеты, мыл машины и стриг газоны. Есть ли у вас возможность подзаработать? Если да, то спросите родителей, соседей или владельцев соседних магазинов, не нужна ли им помощь.
2. Все дело в названии
Вы уже как-то назвали ваш интернет-магазин на eBay? Броское название помогает покупателям запомнить вас и ваш товар и потом найти вас на сайте. Кроме того, напоминайте о себе при каждом удобном случае – указывайте название на кассовом чеке и квитанции.
3. В поисках сокровищ
Один из лучших способов удержать клиентов – продавать нечто уникальное, что они не найдут больше нигде. В Virgin Records мы гордились тем, что предлагали покупателям редкие альбомы. Мы продавали записи живых концертов и множество композиций зарубежных групп. В вашем случае вы можете поискать предметы на продажу на блошиных рынках, гаражных распродажах и в благотворительных магазинах подержанных вещей.
4. Выделяйтесь среди других
Было бы здорово, если бы вы нашли способ выделиться из толпы, особенно на таком популярном сервисе, как eBay. Хорошим началом стал бы отличный сервис, но покупатели могут захотеть больше узнать о ваших возможностях достать предметы коллекционирования. Мы всегда прибегали к эффектным приемам или историям, чтобы нас заметили. Есть ли что-то, что может принести вам известность в сообществе коллекционеров?
5. Будьте на связи
Раз уж у вас появились клиенты, проследите, чтобы они вернулись. Рассылайте им новости о поступлениях товаров, специальных предложениях и других событиях, входящих в их сферу интересов. Если вы будете внимательны к покупателям, велика вероятность, что они захотят приобрести у вас что-то еще и порекомендовать вас друзьям. Хорошие отзывы гораздо ценнее и эффективнее любой рекламы.
Удачи! За что бы вы ни брались, помните о главных составляющих успеха: получайте удовольствие от того, что вы делаете, и занимайтесь тем, что вам нравится.