Фото Reuters
– Мы с коллегой вызвались придумать однодневный курс предпринимательства для университета, в котором я учусь. Мы считаем, что предпринимательство не просто лейбл для стартапов и их генеральных директоров, но прежде всего настрой или подход, который помогает человеку пользоваться открывающимися возможностями или создавать их и реализовывать. Каково ваше мнение на этот счет?– Noelle Decuypere
– Слово «предприниматель» – это потрясающий лейбл. Когда мы с друзьями в начале 70-х годов открывали первые компании Virgin, казалось, никто не понимает, чем мы занимаемся. Некоторые шишки неодобрительно называли нас предпринимателями, намекая, что мы авантюристы, которые хотят нарушить порядок вещей и, по всей вероятности, не заслуживают доверия. Мы, разумеется, в те годы не называли себя предпринимателями, чтобы на нас не смотрели косо.
В наши дни количество людей, выбравших стезю предпринимателя, настолько выросло, что это занятие практически стало образом жизни. Определить, кто же такой предприниматель, стало сложнее, поскольку это понятие разными людьми интерпретируется по-разному. Каждый судит исходя из своего опыта.
Так уж получилось, что наши критики были отчасти правы. Мы действительно нарушали заведенный порядок вещей. И тогда и сейчас мы открываем новую компанию под брендом Virgin вовсе не для того, чтобы в очередной раз поупражняться в зарабатывании денег. Мы хотим изменить жизнь людей к лучшему и предложить клиентам более выгодные условия. Какой бы продукт или услугу мы ни предлагали, мы хотим, чтобы они были гораздо лучше всех остальных.
Наш подход, который я бы назвал предпринимательским, уже показал свои реальные преимущества. Например, с тех пор как в 90-х годах Virgin Atlantic ворвалась на рынок авиаперевозок, с него ушли все наши первоначальные конкуренты, кроме одного. Тому есть множество причин, но, пожалуй, главная из них – недостаток инноваций и смелых решений. Первые шаги Virgin Atlantic на авиарынке были восприняты скептически, а когда мы продемонстрировали оппонентам, что люди хотят летать по-другому – весело и с отличным сервисом, большинство конкурентов оказались слишком неповоротливыми для ответного удара.
С моей точки зрения, предприниматель – это не просто человек, который открывает свой бизнес. Жажда инноваций толкает его вперед – к позитивным переменам. Компаниям важно проявлять гибкость, начиная с топ-менеджмента, который должен гореть желанием взорвать рынок, если компания осваивает что-то новое, и оперативно реагировать на изменившиеся обстоятельства, если деятельность компании уже устоялась. Наверное, стоит признать, что человек может быть успешным бизнесменом, не будучи предпринимателем, то есть поддерживать стабильный приток прибыли, закрывая глаза на новые возможности экспансии и улучшений.
Предприниматель отличается от обычного бизнесмена бесстрашием. Лучшие компании предлагают доселе не испробованный продукт или сервис. Так что хотя почти всегда можно изучить рынок перед запуском своего дела, предпринимателю всегда приходится, что называется, бросаться в омут с головой. Рискнув предложить новый продукт, он вторгается на terra incognita.
В этом смысле у совсем молодых людей есть преимущества, поскольку они могут принять этот вызов без страха. Их не сдерживают никакие обязательства, и им по большому счету нечего терять. Потом уже вступают в игру такие доводы, как необходимость заботиться о семье и выплачивать ипотеку.
Если вы считаете, что у вас есть уникальная идея, но при этом вы обременены ответственностью, то вам предстоит серьезное испытание, это настоящая проверка вашей готовности стать предпринимателем. Лучший способ справиться с такой ситуацией – не позволять вышеперечисленным факторам влиять на процесс принятия решения, а просто интегрировать их в решение. Подготовьтесь к провалу, подстелите соломку, а затем бросайтесь в бой.
Вторая часть уравнения – это несгибаемость. Несмотря на тщательное планирование и подготовку, львиная доля стартапов прогорает в первые несколько лет. О чем это говорит? О том, что предприниматель должен не просто смириться с провалом, но даже приветствовать такой исход дела. Нет ничего зазорного в том, чтобы признаться, что какая-то идея не работает, и начать все с начала. Мы в Virgin хлебнули свою долю неудач. Залог успеха в том, чтобы оправиться после падения, не оглядываться назад и целиком посвятить себя и свою команду достижению новой цели.
Предприниматель одновременно и работодатель, и человек, меняющий правила игры на рынке, и руководитель компании, и проводник инноваций, и ниспровергатель устоев. Важно другое – хотеть быть предпринимателем.
Интересно узнать мнение читателей. Считаете ли вы себя предпринимателями или бизнесменами (бизнес-леди)? Как бы вы предпочли себя называть?