Фото Reuters
Я – молодой предприниматель и продаю попкорн в небольшом городке. Уже прошло много времени, но я не зарабатываю достаточно денег. Может, стоит завязать?– Kimosop Kibet, Кения
Мне жаль, что вы оказались в трудной ситуации – в момент, когда готовишься признать поражение, всегда приходится очень туго. Хотя я не знаю кенийский рынок попкорна, Virgin работает в вашей стране и недавно открыла на юго-западе сафари-отель Mahali Mzuri.
Главный вызов, с которым вы сейчас сталкиваетесь, заключается в том, чтобы решить, продолжать ли следовать своей задумке или же адаптировать ее к потребностям покупателей. Это непростой выбор, поскольку многие предприниматели создают свой бизнес, будучи уверены, что способны изменить жизнь к лучшему. Однако нет смысла цепляться за подход, который не принес прибыли или не дал вам возможности двигаться дальше.
Когда вы вложили душу в свою работу, может быть, очень трудно отказаться от нее. Один из самых сложных моментов моей карьеры случился в 90-е, после того как на протяжении двух лет British Airways использовала все свои ресурсы, чтобы вытеснить нас с рынка. Мы осознали, что сможем постоять за себя, только если у нас будет гораздо больше денег. Единственный выход был в том, чтобы продать Virgin Records, лейбл, раскрутивший некоторых из самых популярных артистов того поколения и сделавший наш бренд известным.
Мне понравилось создавать и руководить Virgin Records. Было нелегко стиснуть зубы и подписать договор купли-продажи, но это было необходимо. Если бы я отказался или стал тянуть, Virgin Group, вероятнее всего, не смогла бы достичь нынешних высот. Вот почему в 1992 году я бежал по улице Лэдброук Гроув в Лондоне с глазами, полными слез, несмотря на то что в кармане у меня лежал чек на миллиард долларов.
Прежде чем выбросить полотенце на ринг, следует задать себе несколько вопросов, независимо от того, чем вы занимаетесь, – продаете попкорн или люксовые авто. Провели ли вы исследование рынка и выяснили, чего хотят клиенты? Вы предложили им то, чего раньше не было? И самое главное, как ваш бизнес меняет их жизнь к лучшему?
Если вы довольны своим продуктом, брендом, маркетингом и уровнем обслуживания, хорошенько подумайте о том, как и когда ваши потенциальные клиенты покупают предлагаемый вами продукт. Если возможно, постарайтесь разместить ваш магазин или продукт именно там, где он может понадобиться людям.
Если вы еще меняете жизнь клиентов к лучшему, подумайте, как вы можете помочь своему сообществу так, чтобы это сочеталось с вашим бизнесом. Если не знаете, с чего начать, попробуйте задействовать социальные медиа. Поначалу это кажется не очень перспективным – приходится начинать с небольшой группы фолловеров, однако если уделять этому должное внимание, то все может быстро измениться. Общение с потенциальными клиентами – золотая жила. Делайте это, чтобы сформировать уникальный облик вашей компании и выяснить, что нужно людям. Рассказывайте всем, что вы из себя представляете, чтобы они уже знали, чего ожидать, когда придут в ваш магазин.
Наконец, помните – инновации незаменимы. Если вас пугает, что более крупные конкуренты насытили рынок своими продуктами, то знайте, именно этого они и добиваются. Запомните, когда-то множество воротил авиабизнеса и экспертов были уверены, что понимают рынок, и что мелочь вроде Virgin Atlantic (да еще с музыкальным прошлым) никогда не сможет составить им конкуренцию. Однако наш свежий взгляд и уникальный подход к организации путешествий принесли нам успех, и теперь у Virgin три процветающие авиакомпании, а многие наши бывшие конкуренты не у дел.
Помните, что вы всегда можно взглянуть под новым углом на привычный продукт. Как ваш попкорн на вкус? Чем отличаются предлагаемые вами вкусы от тех, что уже есть на рынке? Действительно ли ваш попкорн воздушный?
И самое главное: действительно ли ваши клиенты – любители попкорна получают то, что хотят, так, как хотят, и когда хотят?
Если привести в порядок эти базовые элементы, то у вашего начинания может быть вполне голливудский хеппи-энд.