Фото Reuters
С чем у вас ассоциируются инновации? С Силиконовой долиной и научно-техническим прогрессом, а также с компаниями с огромными бюджетами на исследования и разработки? У большинства – именно с этим, но правда в том, что даже самый мельчайший бизнес, от крохотной парикмахерской до аппарата по продаже попкорна, способен предложить идею, которая поразит воображение клиентов. Если такое случилось с вами, значит, вы на пути к созданию великого бренда.И хотя сейчас в это верится с трудом, но история Virgin Group – это сага о том, как небольшая компания преуспела благодаря духу инноваций, царящему в команде. Когда мы с друзьями открывали свое первое дело – журнал Student, мы представляли собой всего лишь горстку молодых хиппи, едва сводившую концы с концами. Тем не менее мы понимали, что у нас возникла идея продукта, который понравится людям, – это издание, нацеленное на таких же юнцов, как мы. Я жил в подвале у друга, а наш офис располагался в церковной крипте, куда нас пустил викарий. Наш дух товарищества и энтузиазм в конечном счете привели к созданию транснациональной компании.
Помня об этом, несколько лет назад мы создали в Йоханнесбурге Центр предпринимательства Брэнсона, где мы делимся знаниями, контактами и ресурсами. Центр уже оказал поддержку 479 предпринимателям. ЮАР нуждается в этом. Четверть страны сидит без работы, причем в большинстве своем – это молодые люди. И хотя страна наделена природными богатствами и талантливыми людьми, малый и средний бизнес отстают в развитии по сравнению с компаниями из таких стран, как Бразилия и Китай.
Недавно я был в Йоханнесбурге и послушал, что на уме у наших молодых предпринимателей. Это мне напомнило, что малый бизнес может внедрять инновации самыми разными способами. Тут не нужен солидный бюджет, все, что вам понадобится – немного амбиций и хорошая идея.
Выясните, чего хотят клиенты, и сделайте это лучше других
Майлз Кхубека создал бренд, обладающий огромным потенциалом. Свой ресторанный бизнес он построил на популярном и еще не запатентованном герое из рекламы пива. Вуйо – это честолюбивый обыватель, который преуспел, торгуя фастфудом из фургона. Майлз открыл ресторан с меню, как у Вуйо, и сейчас запускает франшизу: другие молодые предприниматели смогут торговать с фургонов Вуйо, популяризируя этот бренд. Отличная идея.
В Йоханнесбурге множество ресторанов, но, как показывает пример Майлза, то, что идея не совсем оригинальна, еще не означает, что бизнес не будет иметь успеха. Если ваша манера подачи продукта в чем-то уникальна, если вы наладили взаимопонимание с клиентами, если вы предлагаете что-то, чего нет у других, – вашу компанию заметят.
Формула успеха Майлза проста. Он создал бренд, который имеет местную специфику, но при этом обращен к широкой публике. Да и еда что надо!
Еще один прекрасный пример – Симпфайве Мадонсела из компании The Shoe Cleaning Company, специализирующейся на чистке ботинок. Он обнаружил спрос на эти услуги и попросил, чтобы я разрешил ему открыть свой бизнес в нашей сети спортивных клубов Virgin Active. Мне понравилась его находчивость, и я на следующий день пригласил его в наш новый клуб, чтобы он поделился своими идеями.
Возьмитесь за старое и сделайте его новым
Чтобы создать успешную компанию, не нужно придумывать что-то с нуля. Об этом мне напомнили события октября, когда мы побили рекорд Книги Гиннесса по запихиванию людей в классический Mini Cooper. У нас поместилось 25 человек! Мы любим ставить новые рекорды, а шумиха в СМИ всегда кстати! Уникальный дизайн использованного нами автомобиля и его окраска были придуманы предпринимателем Уэсом Бошофом. Его технология Plastispray позволяет изменить внешний вид авто, не повреждая оригинальную окраску.
Если вы способны придумать новое применение для уже существующего продукта или заметили рыночную нишу, в которой раскрученные бренды не улучшают свои продукты, то вполне можете включиться в игру.
Рассказывайте клиентам о том, каким целям служит ваш продукт
В основе многих великих брендов обычно лежит какая-нибудь захватывающая история. Если вы с самого начала будете увлекательно рассказывать о себе, это поможет завоевать симпатии вашего комьюнити и местных компаний.
Примером может служить история Ммабато Порции Моруди, которая заинтересовалась пчеловодством, когда 87-летний дедушка показал ей пасеку. Теперь она твердо намерена способствовать защите пчел от вымирания и создавать при этом успешный бизнес.
Ее пчелиная ферма Iliju Bee Farm производит мед, который пользуется таким большим спросом в ЮАР, что местные производители не могут его удовлетворить. При этом она предлагает фермерам бесплатные услуги по опылению растений, а также рассказывает местным жителям о важности пчел и почему к ним надо относиться как к друзьям, а не как к врагам.
Если вы мелкий предприниматель, то какую стратегию вы используете, чтобы выделиться из толпы?