Фото Reuters
В дискуссии о вызовах, с которыми сталкивается предприниматель, мне редко выпадает возможность упомянуть о тех минутах, когда мечта становится реальностью. Это не происходит само собой в отличие от возникновения проблем.Но подобные истории вдохновляют, так что мне не терпится поведать одну из них. Ту, что наглядно продемонстрировала, что Virgin и впрямь намерена покорить космос. Я всегда мечтал об этом, как и большинство людей, выросших в 60-е годы. Но я думал, что моя мечта несбыточна.
25 сентября Virgin Galactic провела ежегодный слет своих будущих туристов на космодроме «Мохаве» в штате Аризона. Пока мы готовимся к первым коммерческим полетам в космос (мы надеемся запустить первых туристов на орбиту уже в следующем году), эти встречи дают людям, купившим билеты, посмотреть на нашу работу изнутри. Нынешняя встреча будущих астронавтов оказалась крупнейшей. На нее приехали около 300 человек.
В тот день из-за сильного ветра наши космические корабли не смогли подняться в воздух, поэтому нам не удалось увидеть их в действии, но презентации поражали воображение. К тому моменту прошел целый год со времени моего предыдущего визита на производство (тогда я приезжал вместе с дочерью Холли), так что я насладился видеозаписями и рассказами об испытаниях ракет, попробовал свои силы на симуляторе полета и прошелся по заводу. Мне очень четко объяснили, что наша общая мечта полететь в космос уже находится на стадии обратного отсчета.
Как мы достигли этой стадии и чему по части предпринимательства в процессе научились? В такие моменты по-настоящему важными становятся вещи, которые делают компанию особенной и непохожей на другие. Когда я бродил по ангарам, меня поразили энтузиазм и сплоченность коллектива Virgin Galactic: пилоты, инженеры и команда, ответственная за взаимодействие с клиентами, трудятся в поте лица и обожают свою работу. Их сплоченность и целеустремленность могли бы стать бесценным активом для любой организации.
Здесь огромное значение имеет миссия компании. И в этом смысле у Virgin Galactic есть серьезное преимущество: покорение космоса – это очень круто!
Тем не менее нашу команду вдохновляет не этот аспект ее работы, а осознание того, что мы имеем возможность изменить жизни людей к лучшему. Космический туризм – лишь один из аспектов нашего проекта. Параллельно мы разрабатываем технологию, которая позволит выводить на орбиту до 100 спутников в день. Столь быстрый и легкий доступ к космосу скорее всего изменит наше общество и будет способствовать развитию в самых разных областях, начиная с космических солнечных электростанций и заканчивая добычей полезных ископаемых на астероидах.
Это также означает, что миссия Virgin Galactic вовсе не будет выполнена, когда первые космические туристы отправятся в полет. Наши аппетиты постоянно растут. Мы рассматриваем проекты строительства гостиниц на Луне и создания нового поколения летательных аппаратов. (Космопланы будут гораздо быстрее, потому что часть полета будет проходить за пределами атмосферы, где нет ветра и сопротивления воздуха.)
Хотя не каждая компания может взять на себя такую возвышенную миссию, как у Virgin Galactic, у вашего бизнеса должна быть миссия, которая вдохновляет сотрудников. Недавно во время интервью меня спросили, как Virgin Group добивается того, чтобы новые сотрудники разделяли наши ценности и цели. Правда заключается в том, что если вам в принципе приходится этим заниматься, то вы стараетесь напрасно. Не следует нанимать талантливых людей, а затем пытаться их переделать под ваш бизнес. Они должны с самого начала понимать, чего и как вы пытаетесь достичь.
Если вы в состоянии поставить цель, которая будет вас выгодно отличать от конкурентов, то у вас больше шансов привлечь самых умных и талантливых людей в вашей области. И они сыграют ключевую роль в успехе вашей компании. Именно в этом заключается преимущество стартапов перед крупными фирмами. Просто четко дайте понять, какие ценности вы отстаиваете и чего надеетесь достичь, и расскажите о себе. Если у вас выдающаяся миссия, то у вас больше шансов нанять людей, которые понимают и разделяют ваши цели, найти менеджеров, которые умеют быть лидерами и понимают сотрудников, согласовать набор ключевых ценностей, которые затронут струны души каждого члена вашей команды.
Когда вы выбираете миссию для своей компании, конечную цель лучше определять лишь в самых общих чертах. Помните, что главное – это процесс, а цели будут меняться и расти по ходу. Путь может быть долгим и тернистым, но испытания сплотят ваш коллектив, а клиенты не заставят себя ждать.
Быть предпринимателем – настоящее приключение, которое нельзя упустить.