Фото Reuters
Когда вы обдумываете создание стартапа или готовитесь открыть свой небольшой бизнес, трудно понять, какие дела можно передоверить, какие отсрочить, а за какие браться прямо сейчас. Одна из задач, с которыми придется справляться самостоятельно, – наем персонала. Если вы соберете слаженную команду, это значительно повысит ваши шансы преуспеть.В первые несколько лет основатель компании – и швец, и жнец. Я, например, в первых наших компаниях занимался всем подряд, от секретарской работы до счетов. Но с ростом бизнеса приходится перекладывать эти обязанности на других. Сейчас вам, возможно, трудно это представить, но следует изначально нанимать людей с таким прицелом, что в будущем вы делегируете даже полномочия исполнительного директора и отойдете от ежедневной рутины, чтобы сосредоточиться на работе на перспективу.
Как я уже писал в своей колонке, частично по причине моей дислексии, я рано научился передоверять дела другим, поскольку некоторые задачи вызывали у меня затруднения. Особенно остро я осознал важность делегирования полномочий, когда мы запускали VirginAtlantic, у меня ведь не было никакого опыта работы в этой сфере. За считанные недели мы собрали команду экспертов в области авиации, чтобы объединить ее с менеджерами Virgin. Сообща они трудились над тем, чтобы обеспечить уровень обслуживания, на который я надеялся.
Наем людей – это особое мастерство, чем больше практикуешься, тем лучше получается. Но я могу дать несколько советов, которые могут ускорить ваше обучение. Вот подсказки, как распознать отличных сотрудников и собрать свою команду.
Во время собеседования вам нужно определиться, сможет ли человек усвоить вашу корпоративную культуру. Один из эффективных способов – привести с собой парочку сотрудников, которым предстоит работать с новобранцем, и попросить их задать собственные вопросы.
Хороший характер – большое дело
Когда они начнут общаться, вам самое время послушать. Как эти ребята поладили? Некоторая неловкость и волнение неизбежны в любом случае, но вы выбирайте веселых, дружелюбных и небезразличных кандидатов, поскольку именно такие сотрудники расположены к командной работе и взаимовыручке.
Резюме – это просто клочок бумаги
На следующем этапе в дело вступает резюме. Один из хороших вопросов кандидату: что не вошло в CV? Вам могут понадобиться специалисты на несколько позиций, так что присмотритесь к тем, кто преуспел в разных сферах и профессиях. Это универсалы с широким спектром навыков, которые способны творчески подойти к решению проблем.
Но, главное, не зацикливайтесь на квалификации. Сотрудник с несколькими степенями в вашей области не всегда лучше справляется, чем человек с большим опытом и хорошим характером.
Дайте людям шанс
Возможно, что в ходе собеседования кандидат выскажет что-то относительно вашей компании или сферы деятельности, что вас заинтересует настолько, что захочется продолжить разговор и после. Резюме этого человека может не совсем соответствовать требованиям, а сам он отличаться от людей из вашей команды, но тут, вероятно, стоит рискнуть и все равно взять его на работу.
Такие сотрудники могут поначалу казаться чудаками, но мой опыт подсказывает, что они могут стать незаменимы. Белая ворона, которая видит открывающиеся возможности там, где другие – только проблемы, может расшевелить остальных членов команды.
По возможности продвигайте своих людей
Раз уж вы всю дорогу нанимали отличных сотрудников, когда увольняется исполнительный директор или топ-менеджер, стоит продвинуть на это место кого-то из коллектива. Ключ в том, чтобы у вас постоянно были крепкие кандидаты на все позиции, особенно из числа сотрудников низшего звена, которых игнорируют ваши конкуренты.
В южноафриканской сети спортклубов VirginActiveSouthAfrica мы взяли себе за правило набирать талантливых молодых людей, которые в один прекрасный день смогут управлять одной из наших компаний. Ксики Бэлойи, например, начала карьеру на ресепшн клуба VirginActive. Это было в 2003 году. Она овладела навыками менеджмента спортклубов, но не нашла себе места на этой стезе. Зато она умела работать с людьми. Ксики сделали инструктором по фитнесу, и она продемонстрировала ответственный подход к тому, чтобы члены клуба были в форме и имели мотивацию к тренировкам. За последние несколько лет Ксики продвигали несколько раз, и в 2013 году она стала заместителем генерального директора нашего нового клуба AliceLaneHealthClub.
Когда приводить новичков
Если так случилось, что ваша компания выдохлась или завязла в проблемах, возможно, настало время привести новых талантливых людей со стороны. Среди громких назначений VirginGroup – наем Джона Боргетти, который сейчас возглавляет VirginAustralia, и Крейга Кригера – исполнительного директора VirginAtlantic. Джон до этого работал на QuantasAirlines, а Крейг – на AmericanAirlines, они были прекрасно осведомлены о нашем соперничестве с этими авиакомпаниями и помогли нам найти свежий подход к ведению бизнеса.
Набор хорошего персонала требует времени и здоровой доли юмора. Нужно встретиться со множеством людей, расспросить о прежней работе, в свою очередь, рассказать о себе и своей компании. Так что расслабьтесь и будьте собой. В конечном счете тем, кого вы выберете, предстоит сыграть важную роль в совместных авантюрах и построении бизнеса.