Фото Reuters
– Как Virgin на протяжении 40 лет удается оставаться успешной, энергичной и выдающейся компанией? Можно ли сказать, что все дело в особенной атмосфере в коллективе?– В своей колонке я часто пишу о начале деятельности Virgin, чтобы читатели поняли, как нам с друзьями – более 40 лет назад – удалось заложить фундамент успеха. Когда я был подростком, я полагал, что с хорошей командой можно достичь всего, и оказался прав. Именно люди, которыми я себя окружил, сделали компанию особенной. Если вы найдете правильный подход к сотрудникам, они будут хорошо обращаться с клиентами, и долгосрочная отдача последует.
Интересно, что между нашими первыми начинаниями и теперешними компаниями, которых насчитывается более 400, удивительно много общего. Играет важную роль сам момент запуска: наш подход к созданию новой компании выделяет нас из общей массы и помогает сохранить динамику.
Не важно, есть ли у вас MBA, или вы кондитер, или архитектор, проверенный метод создания компании – предложить клиентам настолько полезный продукт и потрясающий сервис, что это взорвет местный рынок, а покупатели сбегут от конкурентов к вам. Virgin всегда делает упор именно на такие радикальные перемены. Со времен наших первых начинаний, музыкальных мегасторов и звукозаписывающего лейбла и до наших дней, когда у нас есть собственные авиалинии и космический туроператор, мы, развивая бизнес, действуем на упреждение и с расчетом. Мы открываем компании там, где мы можем поразить клиентов, предлагая что-то принципиально иное.
За долгие годы мы довели этот подход до совершенства, пережив в процессе свою долю неудач. Но, что бы ни случилось, Virgin оставалась успешной компанией. Наш бизнес в восьми никак не связанных секторах рынка имеет капитализацию более 1 млрд. долл.
Поскольку этот позитивный импульс сохраняется, успех в одной сфере ведет к успеху в других, что обеспечивает его устойчивость. У нас образовалась обширная сеть контактов, и теперь предприниматели и компании частенько обращаются к нам с идеями совместной работы, чтобы открыть новый бизнес или привлечь клиентов. Других руководителей компаний привлекает репутация Virgin, и они приходят со своими предложениями в надежде извлечь выгоду из сотрудничества с нашим брендом.
Хотя, принимая решение о запуске компании или начале партнерских отношений, мы по-прежнему полагаемся на собственный опыт и чутье относительно перспектив продукта или сервиса, в наши дни оценить потенциальные возможности и привлекательность для клиентов нам помогают данные о состоянии экономики, демографических и потребительских тенденциях.
Прямо сейчас мы присматриваемся к ряду секторов рынка с целью возможной экспансии.
Улучшить положение дел можно в образовании, где со времен промышленной революции мало что изменилось. В медицинской сфере, где возник перекос из-за повышения цен, старения населения и сокращения государственных ассигнований. Для такого бренда, как наш, там открываются прекрасные возможности.
Критики выражали озабоченность, что Virgin Group разбрасывается и тем самым отступает от первоначальной миссии. Но на самом деле диверсификация дает нам конкурентные преимущества. Мы держим руку на пульсе и сохраняем динамику. Взаимопроникновение различных сфер деятельности велико, оно выражается во всем, от технологий и дизайна до предпочтений покупателей, и уроки, усвоенные одной компанией, пригодятся другим.
Компании внутри Virgin Group вместе работают для достижения общих целей. Мы всячески поощряем кооперацию. Мы устраиваем дискуссии, иногда внутри одного сектора, например, занимающегося мобильной связью. Иногда в рамках департамента, например, отвечающего за PR. Наши сотрудники стремятся быть на гребне прогресса в своей сфере деятельности, и мы предоставляем им возможность поделиться своими наработками.
Возможно уже сейчас, когда вы начинаете как руководитель компании или предприниматель, вы задумываетесь о будущем, когда в вашем распоряжении будет больше ресурсов и более раскрученный бренд. Если так, то помните о значении последнего волшебного ингредиента успеха. С тех пор как 43 года назад появилась Virgin, у нас установились не только хорошие отношения внутри компании, но и тесные связи с нашими клиентами. А в наши дни мы осознаем, что любой бизнес должен делать жизнь людей лучше и находить баланс между прибылью и нуждами местного сообщества и окружающей среды.
Для всех сотрудников Virgin это мощный стимул к действию. Наша команда маркетологов определяет цель бренда таким афоризмом: «Мало просто быть в игре, надо менять ее правила». Этот вызов не даст нам утратить энергию и концентрацию на протяжении еще 40 лет.