Фото Reuters
Некоторое время назад со мной произошло одно из тех счастливых совпадений, которые делают нашу жизнь интересной и увлекательной. Примерно в то же время, когда я начал подумывать о выпуске нашей компанией Virgin Produced нового фильма «Джобс» о карьере основателя Apple Стива Джобса, у меня состоялся ужин с группой выдающихся предпринимателей. Среди них были Тони Фаделл, основатель компании Nest, производящей бытовую электронику, Майк Маккью, исполнительный директор Flipboard, а также Дейв Морин, создатель социальной сети Path. Кроме того, с нами был генеральный директор Twitter Дик Костоло. Тони и Дейв в начале своей карьеры работали в Apple, так что я попросил их рассказать о Стиве Джобсе.Тони Фаделл стоял за появлением революционного гаджета – iPod. В начале своей деятельности он пришел к Стиву Джобсу с первоначальным замыслом, после чего разработал 18 поколений iPod и три поколения iPhone.
Тони немало рассказал о стиле руководства Стива Джобса и его влиянии на компанию. Общеизвестно, что Стив требовал от подчиненных сверхрезультатов, совершенства и, чуть что шло не так, – наводил критику. И сотрудники принимали этот вызов. В результате с iPod все получилось лучше некуда – он перевернул музыкальную индустрию.
Тони даже казалось, что, сколь бы ни был хорош продукт, Стив все считал неидеальным. Это стремление к совершенству выражалось также в том, что Стив никогда не уступал в споре. Его невозможно было ни в чем убедить без опоры на сухие и неопровержимые факты. Если же речь шла о противостоянии мнений, Стив почти всегда одерживал верх. Если Тони и его команде нужно было переспорить Стива на уровне точек зрения, они заранее устраивали мини-заговор, а потом дожидались критического момента встречи и по команде обрушивались на Стива единым фронтом.
Убежденность, что всегда можно что-то улучшить, – отличительная черта великих предпринимателей, которая помогает им двигаться к будущему успеху. Творцы никогда не бывают полностью довольны собой. Они всегда способны на большее.
Мировоззрение Стива и верность себе привели к тому, что команда перепробовала массу вариантов и версий, прежде чем достигла цели и выпустила iPod на рынок. По словам Дейва, это длительный и тоскливый процесс в любой компании. «Это сейчас никто уже не вспомнит те времена, когда мы никак не могли продать iPod и, чтобы раскрутить его, вынуждены были бесплатно раздать девайсы студентам Университета Дьюка в Северной Каролине. На создание компании иногда уходит уйма времени».
Когда речь зашла о текущих проектах, Тони, само собой, начал превозносить свою чудесную новую компанию Nest. Она разработала термостат, который, исходя из графика жизни владельцев дома, снижает выбросы углекислого газа и дает 20-процентную экономию электроэнергии. Как и следовало ожидать, Тони и его команда также разрабатывают множество других интересных продуктов.
С другой стороны, Nest разделяет помешанность Apple на дизайне. Тони отмечает, что помимо производства практичного и высококачественного продукта для любой компании жизненно важно быть конкурентоспособной: «Надо выглядеть круто и делать все круто». Это создает у покупателей рациональные и эмоциональные предпосылки, чтобы покупать ваш бренд. Как говорит Тони: «Технологии – это больше чем что-то новейшее, нашумевшее и наикрасивейшее. Технологии должны делать мир лучше».
Корпоративная культура определяет все – от внешнего вида продуктов до манеры телефонного общения с клиентами, так что в каждой компании она должна иметь свою специфику, подстраиваясь под конкретные обстоятельства. В Nest Тони создал нечто кардинально отличающееся от стиля Apple и гораздо менее авторитарное. Он помогает каждому осознать свою роль и важность своего вклада в успех компании и вдохновляет на достижение поставленных целей.
Как прокомментировал Дейв, импульс должен исходить от руководства компании. Не только персонал отдела с приставкой «дизайн», а каждый сотрудник должен заботиться о том, как продукт выглядит, воспринимается и работает. Генеральные директора с эстетическим вкусом нужны компаниям не меньше, чем хорошие бухгалтеры.
Когда ужин подходил к концу, все стали рассуждать, какой совет мы можем дать начинающим предпринимателям, исходя из собственного опыта. Мы сошлись на том, что он должен быть коротким: просто начните работать. Большинство грешат тем, что по 4–5 лет обдумывают ту или иную идею. Просто начните. Многому вы научитесь по ходу дела.
Начните. Доверьтесь течению, своим идеям и своей команде.
Мы отлично пообщались. Вот было бы здорово, если бы Стив все еще был среди нас.