Фото Reuters
– У меня есть цель, концепция и стратегия. Подскажите, где лучше всего искать потенциальных инвесторов или финансирование? Как следует заявить о своей идее?– Сандра, читательница журнала Entrepreneur
– Когда вы готовитесь рассказать инвестору о своей бизнес-идее, вам обычно советуют составить так называемую речь в лифте, стандартное изложение вашей концепции на минуту или даже меньше. Но есть множество других мест и ситуаций, в которых вы можете встретить потенциального инвестора. И он может оказаться кем угодно – от руководителя компании до члена семьи. Так что вы должны быть в состоянии убедить этого человека, что ваш бизнес перевернет мир. Так зачем ограничивать свое воображение рамками кабины лифта? Нужно придумать универсальную речь.
На протяжении последних нескольких месяцев предприниматели излагали мне свои идеи при гораздо более необычных обстоятельствах, чем совместная поездка в лифте. Один раз это было во время катания на велосипеде по Южной Африке. Я и несколько человек из команды Virgin в марте приняли участие в велогонке Cape Argus Pick n Pay Cycle Ride с дистанцией 109 км. Я не садился на велосипед с самого детства, так что мы решили воспользоваться устроенной в последнюю минуту тренировкой, чтобы собрать средства для Центра предпринимательства Брэнсона в Южной Африке, некоммерческой организации, которая помогает молодым предпринимателям. Во время велотренировки под названием «Поездка с Ричардом» мы согласились выслушать короткие речи участников программы.
На велопробег записались 60 человек, у которых появилась возможность изложить свои идеи мне, исполнительному директору Virgin Group Джошу Бейлиссу и новой главе Центра предпринимательства Брэнсона в ЮАР Трейси Вебстер. Молодым предпринимателям приходилось импровизировать на ходу, причем в буквальном смысле, поскольку они крутили педали. И при этом надо было так подать идею, чтобы она выгодно выделялась среди остальных. Ощущение новизны постоянно рождало смех, а сбивчивое дыхание и пыхтение от усилий делали речи короткими и емкими. Физические нагрузки поддерживали мозги в тонусе, так что мы услышали несколько хороших идей на стадии первоначального замысла и вместе их развили. На следующий день мы все дошли до финиша велогонки, так что тренировка пошла на пользу.
В следующий раз я выслушал множество полных энтузиазма речей в мае, когда один день работал стюардессой на рейсе авиакомпании AirAsia из Австралии в Малайзию. Я решил извлечь пользу из проигранного два года назад дружеского пари. Я бился об заклад с управляющим компании AirAsia Тони Фернандесом, чья команда покажет лучший результат в чемпионате «Формулы-1». Некоторые из пассажиров хотели изложить мне свои предложения, и я выслушивал тех, кто смог привлечь к себе наибольшее внимание. Одна женщина даже кинулась рвать на себе волосы, чтобы броситься мне в глаза. Что же касается меня, то я был одет в форму стюардессы, включая колготки, красные туфли и помаду на губах. Это был полный сюр, но несколько человек произнесли передо мной отличные речи, и я сумел наставить их на путь истинный.
Конечно, не каждому выпадает встретить потенциальных инвесторов во время велопрогулки или авиаперелета. В наше время множество потрясающих, оригинальных идей я получаю через социальные сети. Как сделать вашу речь выдающейся? Если ваша бизнес-идея действительно инновационная, просто попытайтесь сделать спич таким же новаторским. У множества людей возникают хорошие идеи, так что иногда все решает именно оригинальная подача своей концепции.
Одна из самых необычных речей, которую я когда-либо произнес, включала в себя фокус. Давно, когда мы еще трудились над запуском авиакомпании Virgin Atlantic, я встретился с владельцами Airbus в надежде купить самолет. Как начинающая компания мы отчаянно нуждались в большой скидке. Так что я заявил им, что, если они продадут нам самолет и наша авиакомпания добьется успеха, а иначе и быть не может, они извлекут гораздо большую выгоду в долгосрочной перспективе.
Тем не менее Airbus не захотела сторговаться за ту цену, которую мы могли себе позволить. Я знал, что руководители компании уже наслушались подобных речей, так что решил сделать мой спич выдающимся. Когда мы расположились за ланчем, я спросил управляющих: «Как вы думаете, есть ли хоть малейшая вероятность, что вашего генерального директора могут загипнотизировать?» «Это абсолютно исключено», – был ответ. Тогда я сказал генеральному директору Жану Пирсону: «Если я смогу вас загипнотизировать через пять минут, сделаете ли вы мне скидку в 5 миллионов долларов?» Он согласился, и мы пожали руки. Через три минуты я спросил у Пирсона, который час. Он посмотрел на запястье и обнаружил, что часы пропали. Он выглядел обеспокоенным. А потом я глянул на запястье, и оказалось, что у меня на руке две пары часов.
Менеджеры поверили, что я загипнотизировал Пирсона и он отдал мне свои часы, тогда как я просто оказался достаточно ловким, чтобы прикарманить их, когда мы жали друг другу руки! Airbus, как и было обещано, сделала нам скидку, что сыграло большую роль в судьбе Virgin Atlantic. Мой подход был нестандартным, но трюк сработал.
В чем бы ни заключалась ваша идея, следуйте нескольким простым правилам. Объясните, как новая компания изменит жизнь к лучшему, но сделайте ваш рассказ увлекательным. Продемонстрируйте, что являетесь экспертом в своей области, подчеркните свой опыт и сильные стороны вашей команды, изложите свою идею предельно просто и реалистично. Не используйте жаргонизмы. Самое главное – говорите быстро! Никогда не знаешь, сколько времени у собеседника, возможно, он просто ждет лифта. Удачи!