Фото Reuters
Когда великого путешественника Джорджа Мэллори спросили, почему он захотел подняться на Эверест, тот ответил: «Потому что он стоит там». Именно такой дух первооткрывателя нужен предпринимателю, решившему создать свою компанию. Чтобы чего-то достичь, нужна готовность пахать целину.В каком бы секторе ни работала ваша компания, нужно всегда следить за конкурентами: если они где-то не справляются, вы должны превзойти их именно в этой области. Однако по-настоящему ваши клиенты будут довольны, если вы предложите нечто совершенно новое и революционное. Если смотреть среди компаний Virgin, то хорошим примером будет Virgin Galactic, потому что мы смогли в прямом смысле достичь новых высот в сфере коммерческой космонавтики.
Стремление создать бренд, способный бросить вызов, появляется, если команда обладает врожденным желанием выйти на новые рубежи. Для предпринимателя или менеджера один из лучших способов стимулировать поток новаторских идей со стороны сотрудников – организовать конкурс или попытаться выиграть премию. Такие вызовы пробуждают в людях спортивный азарт и придают им силы сделать больше. На создание Virgin Galactic нас отчасти вдохновила премия Ansari X. Когда инженер Берт Рутан во второй раз успешно запустил в космос корабль многоразового использования SpaceShipOne, он доказал, что сумел решить все возникшие проблемы. Мы попросили его спроектировать для нас космический челнок SpaceShipTwo.
Когда премии связаны с достижением благородных целей, они могут быть особенно вдохновляющими. Это как раз случай конкурса Virgin Earth Challenge, о котором я уже писал в своей колонке: мы пообещали 25 млн. долл. тому, кто придумает надежный способ устранения парниковых газов из атмосферы. Некоторые специалисты по климату полагают, что если мы сумеем ежегодно изымать из атмосферы объем углерода, равный тому, который выбрасывает Европа, то нам удастся бесконечно долго поддерживать температуру на планете на нынешнем уровне. Хотя судьи еще не выявили победителя, уже есть целый букет претендентов, которые генерируют новые идеи и инновации.
Недавно я с удовольствием выступил в роли судьи на конкурсе Google Global Impact Challenge. Мы выбрали четыре НКО, которые получили по 500 тыс. фунтов каждая плюс техническую поддержку от Google, для реализации проектов, которые с помощью технологий должны решить самые острые проблемы планеты. SolarAid, например, намерена к 2020 году добиться полного отказа от использования в Африке керосиновых ламп, которые загрязняют окружающую среду и дороги в эксплуатации. Я также возглавляю жюри ежегодной премии Postcode Lottery Green Challenge, в рамках которой предприниматель, придумавший лучший продукт или услугу, которая снижает выбросы парниковых газов, получает 500 тыс. евро. Здорово видеть, каким серьезным стимулом для молодых компаний может быть поддержка известной организации (впрочем, финансовая помощь, конечно же, тоже важна!).
Примером для обеих этих премий стал конкурс Longitude Prize, который в следующем году отметит свой 300-летний юбилей. Он был объявлен британским правительством в 1714 году: награда была обещана тому, кто придумает простой способ точно определять долготу, на которой находится корабль. Вдохновившись этим опытом, власти Великобритании недавно организовали новый конкурс, участники которого должны сначала определить самый серьезный вызов для человечества, а затем предложить решение проблемы. Победителю достанется 1 млн. фунтов. Необычная идея, но широкий охват может как раз оказаться ее главным достоинством. Если проблема кажется неразрешимой, проведение конкурса может стать катализатором для инноваций.
Однако награды должны получать не только победители глобальных конкурсов. Чтобы стимулировать инновации, которые позволят вашей компании всегда на шаг опережать конкурентов, признавайте достижения своих сотрудников, обеспечьте им помощь и поддержку, а также придумывайте конкурсы, работающие на долгосрочную перспективу. В Virgin есть награды, которые поощряют индивидуальные достижения. Каждый год самых выдающихся сотрудников чествуют в ходе торжественного ужина Stars of the Year. У нас есть награды и для команд, ведь коллективные достижения могут приносить куда большее удовлетворение, чем индивидуальные. Подумайте, какие конкурсы могут стимулировать творческий потенциал вашей команды?
Если вы создали стартап или хотите встряхнуть давно существующую компанию, поищите премии, в борьбу за которые вы могли бы вступить. Победа в конкурсе может принести признание вашей компании, что поднимет боевой дух сотрудников и обеспечит процветание.
А что, если вы не выиграете? Что ж, тогда вы хотя бы отлично повеселитесь, а разве это не самое главное?