Страйв Масиива - глава телекоммуникационной компании Econet Wireless. Фото Reuters
Суть предпринимательства не в том, чтобы что-то продавать, а в том, чтобы находить новые (инновационные) способы улучшать жизнь людей. До недавнего времени большинство занимающихся бизнесом людей во главу угла ставили продукты и услуги, которые бы понравились клиентам. В результате были созданы многие крупные компании со множеством рабочих мест. Но подходы меняются. Новое поколение предпринимателей заимствует из бизнеса методы ведения дел и найма персонала, чтобы справиться с социальными и экологическими проблемами, решение которых до этого было прерогативой государственных учреждений и благотворительных организаций.Секретариат Британского кабинета министров констатирует, что в одной только Великобритании работает 70 тыс. социальных предприятий, оказывающих помощь людям, местным сообществам и способствующих экологии. Эти компании и организации в 2012 году вложили в экономику 54,9 млрд. фунтов (86 млрд. долл. – «НГ») и создали почти 1 млн. рабочих мест. И это лишь неполные сведения.
Не важно, какова структура компании, коммерческая ли она, некоммерческая или творческое соединение обеих, – предпринимательские решения обеспечивают работу и надежду в областях, где их раньше не было. Один из моих любимых примеров – телекоммуникационная компания Econet Wireless, которую возглавляет Страйв Масиива. Пару лет назад базирующаяся в ЮАР Econet стала развивать в регионе сеть зарядных станций на солнечных батареях, которые дают питание мобильным телефонам, осветительным и иным устройствам. Эти станции помогают изменить жизнь людей в сельской местности, где были серьезные перебои с электричеством.
Econet пересмотрела свою бизнес-модель так, чтобы способствовать изменениям на благо людей и планеты. Одновременно им удалось создать новый источник дохода. Этот пересмотр открыл новые возможности для компании, которая использует свои зарядные станции, чтобы обеспечивать энергией холодильники, где хранится вакцина, необходимая местному сообществу.
Бизнес и власть должны делать так, чтобы состоявшиеся предприниматели и молодые таланты концентрировали внимание на таких проблемных сферах, как здравоохранение, образование, изменение климата и социальная помощь. Как мы можем ускорить этот процесс и добиться еще больших результатов? Как представляется, на пути предпринимателей, которые хотят заниматься социально значимым бизнесом, есть три препятствия.
Финансирование: где взять денежки?
Предпринимателям зачастую бывает труднее собрать средства для реализации социально значимых проектов, чем для коммерческих, несмотря на то что финансовая отдача может быть не меньше. Если создатели стартапа предлагают проект, который в перспективе может радикально изменить весь британский сектор соцобеспечения (чей годовой оборот достигает 87 млрд. фунтов), то к ним должны прислушаться люди, способные выделить серьезные деньги, а не только крошечные гранты.
Нам нужно активнее поощрять такие инициативы, как Google,s Global Impact Challenge. В ее рамках планируется найти в Великобритании четыре некоммерческие организации, которым будет выделено по 500 тыс. фунтов каждой на решение самых острых проблем человечества с помощью современных технологий. В конкурсе участвовали потрясающие проекты, а среди победителей – CDI Apps for Good, проект, в рамках которого школьников и студентов обучают писать полезные программы, а также благотворительный фонд Zoological Society of London, который использует маячки, чтобы отслеживать перемещение и защищать исчезающие виды животных.
Еще один победитель – сообщество предпринимателей Founders Forum, созданное Брентом Хоберманом и Джонни Гудвином. В сотрудничестве с социальным инвестором Nominet Trust они выделили 1 млн. фунтов лучшим программистам, чтобы они использовали свои таланты для решения социальных проблем. Еще один проект под названием Social Tech или Social Change создан, чтобы предоставлять стартовый капитал начинающим предпринимателям. Подобные инициативы помогают развитию социального предпринимательства и способствуют привлечению капитала и реализации все большего количества отличных идей.
Работа в сетях: это те люди, кого ты знаешь
Руководителям социальных предприятий бывает трудно разобраться, к кому обратиться за помощью в технических предприятиях, и наоборот. Поэтому важно, чтобы правительственные органы и бизнесмены обеспечивали связь между предпринимателями в технологических сферах и теми, кто работает в социальной области, так как именно это даст толчок новым идеям и приведет к созданию новых рабочих мест. Решение этих проблем необязательно потребует больших трат или будет слишком сложным. Онлайновые форумы, мероприятия по формированию сетей и конференции помогут взаимодействию этих секторов.
Наставничество: совет от тех, кто уже побывал
на передовой бизнеса
Команда каждого стартапа нуждается в наставнике: кто-то должен помочь команде понять и выпутаться из первоначальной сложной ситуации, а затем направлять ее в процессе расширения. Использование предпринимательских навыков для развития социального предприятия представляет собой довольно новую идею. В свете этого команды, создающие такие стартапы, нуждаются в помощи в деле решения проблем и достижения результата.
Успешных предпринимателей в области технологий надо побуждать становиться менторами предпринимателей, работающих в социальной сфере. И опять решения могут быть очень простыми и базироваться на инструментах создания сетей. Если вы хотите быть вовлеченными в бизнес-сектор социальной сферы, постарайтесь взглянуть на ваш бизнес или компанию, на которую вы работаете: есть ли у вас навыки и энергия, которые будут полезны в деле оказания помощи другим? Если да, то надо ли вам найти новых партнеров и заняться новым сектором? И есть ли у вас свободное время, чтобы помочь молодой некоммерческой организации в трудные первые годы ее существования?