Фото Reuters
Когда вы в последний раз вставали с насиженного места? Нет ничего проще, чем погрязнуть в рутине, особенно если долгое время выполняешь одну и ту же работу. Так что попробовать что-то новенькое – отличный способ выбраться из этой трясины. В Virgin у меня есть два варианта, как освободить команду от груза повседневных шаблонов. Надо установить рекорд или побиться об заклад. Решиться на что-либо – это отличный шанс испытать себя и команду, а заодно расширить границы возможного и вместе повеселиться.Я всегда обожал приключения. Когда мне было года четыре-пять, наша семья поехала на каникулы в графство Девоншир и моя тетушка Джойс поспорила со мной на 10 шиллингов, что я не научусь плавать до возвращения домой. И так получилось, что, барахтаясь в море, я так и не смог поплыть.
Но тем не менее я был настроен доказать ей, что она проиграла, так что, заприметив по пути домой речку, я попросил отца остановить машину, выскочил из нее и прыгнул в воду в одних трусах. Поначалу я стал тонуть и наглотался воды, но сумел всплыть и, к моему изумлению, вскоре поплыл по течению. В награду за пройденное испытание я получил новенькую хрустящую банкноту в 10 шиллингов – самые большие деньги, которые я когда-либо держал в руках.
Этот случай и последующие приключения научили меня, как важно пробовать что-то новое, что может еще и не сработать, а потом решать проблемы по мере поступления. Я обнаружил, что попытки установить рекорд могут привести к технологическому прорыву. Например, бизнесмен и искатель приключений Стив Фоссетт в 2005 году совершил кругосветный беспосадочный перелет на нашем экспериментальном реактивном самолете VirginAtlanticGlobalFlyer, став первым человеком, совершившим подобное в одиночку и без дозаправки. Для постройки самолета мы использовали композитный материал на основе углеродных волокон, в то время как остальные авиазаводы изготавливали все из тяжелых материалов.
После успешного полета GlobalFlyerBoeing и Airbus начали использовать в производстве самолетов композитные материалы. Эта технология делает лайнеры легче и в будущем позволит существенно сократить выбросы в окружающую среду. Сейчас GlobalFlyer выставлен на всеобщее обозрение в Национальном музее авиации и космонавтики в США.
Если вам нужен стимул для развития, можно повеселиться, сцепившись с конкурентами. Одно из последних проигранных мною пари было с моим другом Тони Фернандесом, который сейчас управляет AirAsia, а в прошлом работал в Virgin. В 2010 году у нас обоих были свои команды «Формулы-1», у которых дела шли из рук вон плохо. И я решил их растормошить. Мы договорились, что владелец команды, которая окажется ниже в турнирной таблице, отработает поражение на борту самолета авиакомпании, принадлежащей другому участнику пари.
В мае я выполнил условия пари, на день став стюардессой рейса AirAsia из Австралии в Малайзию. Я вышел на линию в полной униформе бортпроводницы. Радикальное перевоплощение заняло несколько часов.
Хотя мне всегда хотелось поработать в составе экипажа лайнера, у меня никогда не было босса, так что мне совсем не понравилось, что Тони пытался мною командовать. Я как бы случайно опрокинул на него поднос с напитками и после приземления был уволен. С другой стороны, присутствовавший на борту архиепископ Десмонд Туту сказал, что я выгляжу роскошно, так что шоу удалось.
Владельцы и руководители компаний, как правило, слишком серьезно к себе относятся, так что история нашего пари повсеместно муссировалась в СМИ. Все от души посмеялись, и никто не пострадал, за исключением моей гордости. Так что это был верный подход. Шумиха в СМИ помогла и AirAsia, и Virgin обзавестись клиентами на новых рынках. Кроме того, благотворительный рейс, на котором я поработал, собрал более 300 тыс. долл. для фонда StarlightChildren’sFoundation, который помогает больным детям и их семьям.
Смысл смелых авантюр в том, что вы и ваша команда учитесь вместе рисковать и – временами – вместе переживать поражение, потому как в хорошем пари шансы 50/50. Просчитанный риск – это продуманная стратегия, а не слепая азартная игра. Подстрахуйтесь, вычислив шансы на успех и предусмотрев наихудшие возможные последствия, и только потом решайте, стоит ли ввязываться.
Подобные навыки требуют совершенствования, поскольку рано или поздно вы и ваша команда столкнетесь с напастями. Не важно, в какой сфере деятельности вы трудитесь, природа бизнеса переменчива. И даже если вы подготовитесь ко всем возможным случайностям, может произойти что-то новое и неожиданное, что перечеркнет ваши планы. Единственное, что важно в такой ситуации, это сможете ли вы оправиться от удара после неудачи. В 1998 году Стив Фоссетт, Пер Линдстранд и я вынуждены были отменить наш кругосветный беспосадочный перелет на воздушном шаре. Вместо того чтобы предаться сожалениям, мы в Virgin продолжили решать проблемы, с которыми сталкиваются наши компании.
Но помимо интересов бизнеса я и мои коллеги пускаемся в авантюры потому, что это весело, заканчивается ли пари тем, что я вынужден подавать пассажирам напитки в женской юбке, или риск ведет к созданию компании, которая навсегда изменит космическую индустрию. Стоит ли соглашаться в следующий раз, когда кто-нибудь бросит вам вызов? Конечно же, стоит!